Рецензия на Anarchy in the UKR. ч. 2

Алексей Сергиенко 2
Космополитизм и культурная идентичность.

 Он –тот же космополит –как Лимонов с опытом жизни за бугром, и тот же Вишневский- горячо принятый и тиражированный, и в этом и состоит его главный козырь- странник. Кочевник, переминающийся с ноги на ногу, освоивший кучу занятий и промышлявший чем-то на грани законов и собственной совести всегда привлекателен своим мастерством жить одним днем и чувствовать пульс жизни на полную силу, старается жить на полную катушку и при этом всем на удивление оставаться битым, но целым. целевая аудитория-те, кого захватывает дух авантюры и приключений. Во многом это видно по перечисленным местам событий, по координатам завершения работы над «анархией»- Варшава. Если все критики дружно и в один голос говорят про его «кустурщину» -это не говорит о самобытности описанного-восточноевропейскости или культурной идентичности, скорее, речь идет о самобытности самого автора,  оригинальности его произведений и индивидуальном «почерке». Такую же самобытность украинского образа жизни (сильное и неоправданное  обобщение) глазами постороннего человека  (не из нашей среды) мы увидим и в «полной иллюминации» Фоера-глазами очкарика и американца- и это будет смачно.  Автор постигает горький опыт познания собственной жизни-но без каких либо выводов и обвинений для себя, «вынесения приговора целому поколению». Интересней про восьмидесятые можно просмотреть и в  фильме «я» Волошина –пустое, беззаботное, скверное, бездуховное время. Хотя и с духовностью после прекращения преследования церкви дела не поправились.

Глумление. Непочтение старших.

Вот он то и дело «пинает «мертвого» Сосюру», украинского советского поэта, лауреата Сталинской премии первой степени (1948г). Автор, который за глаза распространяется про его «мудаковатые воспоминания». Cосюра - герой проливавший кровь на фронтах -принимал участие в Гражданской войне: сначала на стороне УНР, затем — на стороне Красной Армии.. Жадан вспоминает то- как он менял виниловые пластинки, напивался и курил среди случайных людей драп. Чьи воспоминания тогда мудацкие?  Слово мудацкий применимо к образу жизни или к мастерству описания? Просто пишет зло. Так Лимонов пишет в «священных монстрах» еще злее . Пинает, больше задирает признанных мастеров и классиков начиная с Бродского. Молодые и ретивые,  как моська, авторы больны болезнью ниспровержения кумиров с пьедесталов. Бузину можно не прощать по тому, как он нападает на Шевченко в «Вурдалаке Тарасе Шевченко», но стоит уважать за ярко выраженную позицию о славянском единстве Украины Росси и Беларуси. (Олесь Бузина придерживается взгляда о триединстве русского народа (малоросов, белорусов и великоросов), и поэтому называет себя и украинцем, и русским. Он поддерживает федерализацию Украины, её независимость и двуязычие украинской культуры, широкое развитие украинского и русского языков. По его мнению «свидомые украинцы озабочены не столько созданием украинской культуры, сколько уничтожением русской». У Жадана в «анархии» -внутри содержания- идеологическая и нравственная пустота он сочно описывает контрабанду, перемещения проституток и нелегалов через границы. Но в этом –даже частично социальном и связанном с людьми- не хватает ничего стоящего на открытое противостояние, на вооруженное столкновение, нет даже на бойкот, и на итальянскую забастовку, общественной позиции-четкой, яркой, заслуживающей внимания, сформированной -нет. Тогда как само название книги содержит протест и отсылку к анархии. Политических воззрений, активной общественной и гражданской позиции нет-они не обозначены.

У автора нет ни уважения к героическому прошлому страны, народа, занимаемого им пространства. «Какого мы роду». Славетних козакiв. Аполитичность. Гордится тем, что спал на фашистских газетах, участвовал в сомнительных акциях и политических мероприятиях. Тогда Сюсура круче. Достается от автора мемуарщикам про то, что в их произведениях и кантатах нет намотанных кишок на пули-не пишут правду матку-на то они и авторы-чтобы выбирать о чем писать. Вообще, с лихвой компенсируют это несовпадение и досадную оплошность- недостающее «хард и софт насилие»- современные авторы дающие тренд на пропаганду насилия и нездорового образа жизни. Многие произведения военных авторов или прошедших войну- антивоенные. Мог многое сказать Курт Воннегут про войну -но решил не писать в «крестовом походе детей-бойне номер пять». Война разочаровывает людей в героях и героизме. А если честно и за жизнь-то жизнь это не то что было, а то, что запомнилось.

Непростительный  «камень» в адрес ветеранов, которые ведут себя как «девицы легкого поведения» (там, у Жадана это матом- это вообще недопустимые вещи) . Ветераны всегда в определенном сговоре, в соглашении с властью это понятно. Да и где сейчас найдешь разговорчивых ветеранов вооруженных конфликтов современности- они опасаются писать из-за того, что с трудом но зажили мирной жизни, не хотят бередить старые незаживающие раны. Любой их комментарий будет граничить с высказываниями, так или иначе затрагивающими национальный вопрос- вырванный любым из журналистом из контекста-ради красного словца и жареных фактов. Они не хотят писать хотя бы для того, чтобы  «лишний раз» не светиться и  им же нужно иметь гарантии безопасности себе и своим семьям, про которые тяжелая машина правосудия и правоохранительная система дает недвусмысленно понять, что защита-дело рук их самих.

Вот в чем вопрос. Не то, что ветераны меняют свое молчание на лояльность и социальное обеспечение. О многих вещах вообще не стоит говорить и распространяться, хотя бы потому что на войне «не все так просто», ничего героического- как сказал мной упомянутый Воннегут, что разочаровывает, да и просто потому, что нельзя «остаться чистым», стерильным и «в говне пахнуть фиалкой». А иногда тяжело вспоминать. Это пороховая бочка воспоминаний, которая может детонировать совсем не к месту.

Как бунтарь. Про рогатки. С пугачом да на медведя.

И про ту бомбу, которая заключается в путаном коридоре администрации понятно, что здесь, на самом месте, в своем едреном Рубиконе- увидев жертвы самого -то поступка и преступления –никакого акта терроризма  и не было бы в помине-кишка тонка-потому что насилие не может быть оправдано собственной бесхребетностью и несостоятельностью, а не завистью к чужому положению, успеху или существующему политическому строю. Убивать безадресную условную жертву всегда легче, чем стоящего перед тобой человека из мяса и крови, и тем более с кучей иждивенцев. Убивать актом протеста анонима, к которому лично ты ничего не имеешь, проще, чем конкретного человека. И проще всего на бумаге. Другое дело, что сама система управления так хитро  и удобно скроена, что она может отмобилизоваться, показывать зубы, применять неотвратимость наказания, и тем более замещать высвободившемся кадры и латать дыры и возмещать причиненный ущерб, приводя в сходное состояние-возлагая все-от похоронных венков и мраморной коршки до коридорной мастики на бремя налогоплательщика-того же условного террориста. Поэтому этот книжно- условный вандализм -он не достигает своих целей- со своей нахальностью, простоватостью, напористостью и дешевым куражом. С таким же успехом я читал ядовитые фантазии в сборнике «поколение лимонки» одного из деятелей современной оппозиции- как хорошо было бы ему из шахты вытолкнуть эту боеголовку-пульнуть –какие -то эректильно -физиологические страсти, ассоциированные с работой сложных механизмов «ядерного щита России». Такие параболы –гиперболы, художественные преувеличения и фантазии и язык образов, умноженные на личные симпатии и антипатии автора, всегда могут загрести ладонью своих адептов приверженцев фанатиков и поклонников из числа отчаянных горячих голов, движимых не рассудком, а языком книжных образов.

Рецензия на Превращение http://www.proza.ru/2012/09/07/1727
Рецензия на Anarchy in the UKR. ч. 3 http://www.proza.ru/2012/09/12/78
Рецензия на Anarchy in the UKR. ч. 2 http://www.proza.ru/2012/09/12/40
Рецензия на Anarchy in the UKR http://www.proza.ru/2012/09/11/1916
Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
 Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
 Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
 Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
 Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
 Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
 Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
 Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
 Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
 Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
 Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
 Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
 Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
 Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
 Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
 Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
 Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
 Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
 Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
 Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
 Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
 Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
 Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
 Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
 Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
 Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
 Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
 Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
 Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
 Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
 Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
 Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
 Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
 Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
 Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
 Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
 Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
 Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
 Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
 Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
 Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
 Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
 Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
 Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
 Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
 Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
 Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
 Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
 Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
 Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
 Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
 Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
 Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
 Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
 Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
 Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
 Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
 Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
 Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
 Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
 Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171
 Рецензия на фильм Милый друг. Моветон http://www.proza.ru/2012/04/12/93
 Рецензия на фильм Шпион http://www.proza.ru/2012/04/12/98
 Рецензия на фильм Жутко громко и запредельно близко http://www.proza.ru/2012/04/12/1786
 Рецензия на Отель Мэриголд Лучший из экзотических http://www.proza.ru/2012/04/12/1789
 Рецензия на фильм Титаник. Ностальжи- погружение http://www.proza.ru/2012/04/12/1793
 Рецензия на фильм Упражнения в прекрасном http://www.proza.ru/2012/04/12/2088
 Рецензия на фильм Полторы комнаты - http://www.proza.ru/2012/08/27/2075
 Рецензия на фильм Сибирь. Монамур - http://www.proza.ru/2012/08/27/2027
 Рецензия на фильм Камень -  http://www.proza.ru/2012/08/27/2022
 Рецензия на фильм Че - http://www.proza.ru/2012/08/27/2013
 Рецензия на фильм Диктатор -  http://www.proza.ru/2012/08/27/2008
 Рецензия на фильм Магнолия - http://www.proza.ru/2012/08/27/2003
 Рецензия на фильм 29 пальм - http://www.proza.ru/2012/08/27/1989
 Рецензия на фильм Королевство полной луны. - http://www.proza.ru/2012/08/27/1984
 Рецензия на фильм Дирижер - http://www.proza.ru/2012/08/27/1979
 Рецензия на фильм Стыд -  http://www.proza.ru/2012/08/27/1976
 Рецензия на фильм Райские птицы http://www.proza.ru/2012/08/27/1972