Рецензия к книге Песнь камня

Алексей Сергиенко 2
Иэн Бэнкс. Песнь камня. 1997г. Перевод: Анастасия Грызунова

Рецензия к книге "Песнь камня".

Комплекс жертвы.

Патологическая слабость. Как в фильме «Гость»,  режиссером которого был Кайдановский- и ГГ позволил себя распять своим прилежным слушателям –соглашаясь с тезисом «не ведают- что творят».  Да на это «не ведают» что угодно-«можно списать».  Не ведаешь, что терпишь. Так вернее.

Как в жизни.

Если бы ГГ  служил в армии, такого бы точно «чмырили» -не моется, вечно тормозит. Кандидат на выбывание.  Бабам такие не нравятся- нет харизмы-когда нет ни богатства, ни социальной ниши-женщины выбирают более сильных или перспективных-как –то чувствуют более интуитивно- Я.Л. Вишневский об этом наверняка знает –ведь только они из литераторов сделал «непостижимое»-«он понял женщину» (для этого  «понять женщину» нужно быть не скарабеем-блоггером-а молекулярным генетиком с опытом морехода за плечами).

Симпатии и антипатии.

С такими бесхребетными амебами не водятся точно, а мужики бы и «не поссали с ним в одно ведро». Куда такие попутчики на войне? Они и в обычной жизни нюни-не то что в крайних –экстремальных ситуевинах. Шел бы на фронт-записался бы добровольцем-нет, все куда -то бежал-(да, от себя бежал), путался под ногами у мародеров и солдат удачи. «Откупился» бы и свалил-сдох бы с другими беженцами при бомбежке-если не смог с себя выдавать как из тюбика на «героически сопротивлялся»- нет, зачем -то вернулся-вживаться в образ добровольного пленника-не смея диктовать условий-позволял себя методически вдавливать в грязь.

Личные отношения с автором.
 
Почему автор так ненавидит своего героя? Чему служит автор-собственно злу ,или «непротивлению злу»-которое уже ни имеет никаких моральных границ и кодексов чести. Даже герой «1984» кричит «делайте это с Джулией, не со мной»-этот же, не позволяя выбирать между нами двумя, и не имея такой конфликтной дилеммы выбора-«сдает» и наперсницу и терпит боль. Опять досадное допущение. Невнятыш. Такое чувство бывает-хочешь сказать что-то, возмутиться-а во рту-одни пузыри и слова куда –то провалились в глотку. Пузыри на всю книгу.

Отрицательность.

Абсолютно отрицательный персонаж  -АКА мальчик вафля из «Малены», юноша- вафля из «Чтеца». Не вызывает ровным счетом ни симпатии, ни сочувствия. Имя-пособие по виктимологии «Авель»- наверное, чтобы особо не париться- как Набоков зашифровывая своего главного врага в «Quilty».

Для более  полного и прочного унижения и лейтенант намеренно –«женщина». И еще она маленькая посылка -догадка как бы себя вел если бы был лейтенант была мужчиной. Да у нее яйца в штанах! Ей больше ничего не нужно-наглость  второе счастье и задатки командира перед нашим бесхребетным нюней. Акцентуация такова–проявляются ярко черты мужчины в типичном мужском коллективе.  А он слаб даже перед бабой- и физическая порода и гендерные отличия уже не играют роли-он сдается и поддается как сильный слабому –а не то что «мужчина-царь зверей.

Немужик.

В мужском коллективе-своих конвориров-своих мучителей не может сделать абсолютно ничего. Принятая не себя, даже не юродивость, не жертвенность, не в виде воздаяния за свои грехи, не за свои ошибки и неблаговидные поступки- (все, что хотел автор воскресить в памяти-уже воскресил). Здесь прицепа и балласта нет-воспоминания какие надо-наш герой эротико-порнографическими изысками лишь и отягощен- на борзых своих слуг не менял, отцов с детьми не разлучал, недоимок не возвращал. Рефлексировать ему не из-за чего. Добровольное принятие на себя даже не «креста», а попытка вступить свидетелем на фоне мучений и разрушения всего казавшегося таким близким, дорогим и родным-даже не «стокгольмский синдром», где жертва оправдывает своих мучителей-что «это только вещи» с подобным разумением и рассуждением можно и принять как данность созерцания смерти и унижения даже не женщины, не возлюбленной, не самки, не спутницы-«это всего лишь женщина»-думал он когда ее навешивали на рею и тащили в петле.  Нужно же быть хотя бы чуточку Крамником (Каспаровым не скажу-какой-то политический подтекст получится)-ты же аристократ-есть французская поговорка-«дашь на мизинец-откусят по локоть»-позволил разбить графин-сам в труху полетишь в тартарары со своей жеманностью, манерами и предками, ценителями экзотики со всех уголков полушария.

Унижение.

Даже Триер в «Догвилле»- принося Кидман в жертву людскому племени –их комплексам и жалким неблаговидным поступкам-позволяя ее склонять как куклу- и бросать на спину- в конце дает ей искупительный очищающий огонь-сжигающий развращенную и греховодную дерёвню- Бэнкс такого герою не позволяет-намеренно-чтобы вспенить в нас это чувство осадка-чтобы «мы морщились».
Тогда монолог, обращенный к ней от начала книги  и до конца, и вовсе не понятен-либо он задуман растянутым чтобы- пестовать слух- постоянным  обращением к ней от первого лица от первой до последней страницы- либо это какая-то попытка где человек не сохраняет себя не сохраняет цельность чтобы выжить, самоувещевание- говорить самому с собой переживая такую драму и всепоглощающую трагику- а абсолютно искусственная говорильня «от автора».

Антимиф.

Писатель- европеец. Тогда опять неувязки. Когда  для европейского мифа характерна победа над драконом-АКА совершение подвига-любовь женщины и счастливый конец-полный цикл-«Герой-призвание-подвиг-награда –retirement»- все мифы-включая скандинавские, Беовульфа и прочая прочая. Здесь-против правил –здесь явная «не-героика»- намеренное «рубание хвоста по кусочкам».

Блуд.

Зачем так  остро приправленное эротико-порнографическими  переживаниями- для нас-которым мелькание груди в ванной Натальи Негоды в фильме «Маленькая Вера» -дало больше эмоциональных переживаний, чем первая ночь с женщиной «гиперчувствительным homo sovieticus» . Можно было быть более лаконичным- как Хемингуэй и куча русских классиков (это не значит, что если ГГ не лежал в кровати как Джон Леннон и Йоко Оно под прицелами фотокамер-то они были «закоренелыми пуританами» -есть же и подстрочное повествование-не обязательно открытым текстом без купюр и изъятий- «кто кого в какое место».  И сколько раз). Зачем вообще  сцена с девочкой блоу-джоб (blow job). Так задумано? После того, как в «Одиночестве в сети» Януш Леон Посполитый  на все предельно понятно указал: «Каким чудом fuck сейчас может значить то же, что когда-то, если на фильм, где главная, к тому же шестнадцатилетняя, героиня укладывает себе прическу спермой, которую только что изверг ее дружок, который, кстати сказать, немногим старше ее, в Лондоне пускают двенадцатилетних детей?»
Меня уже ничего не удивляет-тема ювенального секса хлынула из  «Цементного сада» в элладский «Клык» и т.п. и прочно закрепилась в порочных мозгах половых извращенцев и им сочувствующей братии. Только «Сад» снят раньше. Книга написана в 1997г., а «клык» вышел на экраны в прошлом году. Табуированных тем больше нет- скоро скажут не «все мы вышли из гоголевской шинели»- а все мы вышли «из цементного сада»-где вместо набивания шишек по жизни сначала «европейцы «потренируются» на родных».

Тема детей.

Главные роли в перверзиях играют только дети -мы то понимаем что практически все, о чем пишет автор-  автобиографично. Маленькая девочка? Без видеокурсов Nina Hartley's Guide To Better Fellatio? Что-то новенькое? Новое слово в литературе-«ни дать -ни взять».

Миф от обратного. Один негатив. Дела-все как сажа бела.

Миф от обратного-герой только просирает и про..бывает, и дает миру рушиться на его глазах-пусть мир разрушен, и в войне и хаосе беженцев и разрушения он упускает остатки всего, что есть -стал даже прихвостнем-коллаборационистом- все равно, что крестьянин позволивший фашистам сделать из его хаты штаб- а отдать сено –на фураж. Жалкий пособник, пусть даже не предатель. Даже если сотрудничество чисто внешнее-то почему всю книгу он симпатизирует врагу-даже описывает их предельно аккуратно-не выражая никакой неприязни или толики неудовольствия. Почему он не губит этих варваров-почему не протыкает им шомполом уши и не «выводит врагов из строя»-почему не «убивает их всех».  Kill ‘em all! Почему он не убивает лейтенанта, а добивает,  и при этом с полной уверенностью, что «убивает», именно «убивает»-  а не «до-бивает», размышляет об этом все последующие страницы с бахвальством Раскольникова –«что осмелился».
Не просчитывая, что так зло было бы управляемым,  а теперь неподконтрольное стадо озверевших псов войны будут творить, что им угодно-без субординации и единоначалия.

О псах войны.

Псов войны тот автор не особо рисует, короче, не балует мужественными описаниями. Скорее всего, это клоуны в военной форме-пацанва из фильма «Цельнометаллическая оболочка» которая себе что- то пришпилит на каску-орденские ленты его далеких предков.

Жаль сокровищ.

И постоянно в башке саднит «столетиями привозимое моими предками из половины полушария».
Наверное,  этому поколению и есть что просирать-нет чувства собственника. Нет мужества- одно дело- нет чувства собственника-убаюканное благодаря внедренной как вирус фразой «это только вещи» так можно оправдать любое зло, и смириться с собственным бездействием. Трепета не хватает и уважения к своим корням и старательности еврея из фильма –книги «полная иллюминация»-коллекционирующего даже землю под ногами горячо любимых им предков-в дополнение к булавкам и съемным вставным челюстям.
Единственное, что понравилось –фраза- ее можно брать как цитату и лепить куда угодно благодаря ее универсальности:
«У нас нет единого мнения: то ли лучше временами слегка сходить с ума и пытаться выбросить это из себя, пусть рискуя все потерять, то ли закупоривать в надежде, что обстоятельства пересилят, обрушится мир и можно будет переживать посттравматический стресс с удобствами».

Послевкусие. Чувство осадка.

Такую тоску автор развел, что даже бы Коллин Фарелл в фильме «Провинция тигра» наверняка бы выругался «ты такую тоску нагнал,  черт тебя дери, даже слушать не хочется»  за чисткой картошки в столовой  учебки.

Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171