Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом

Алексей Сергиенко 2
Рецензия на фильм «Дом». «Тихий» «Дом».

Стих –впечатление:
Ценой невиданных людских потерь
Мы подойдем к концовке фильма
Бюджет -163 миллиона рублей и русской крови гекалитры
(и много русской крови в титрах») пролитых святой, реквизитной.

Обманутые надежды.

Думал –еще до начала просмотра сначала будет так: Гармаш возвращается в родные пенаты в семью –перед лицом беды все резко перестают собачиться, объединяются перед лицом опасности в монолит, не раздираемый никакими внутренними противоречиями. О раздираемых противоречиями наглядный фильм «параграф 78». Так были в фильме и в книге «дальше живите сами» о попытках устройства семьи фильм с Беном Стилером «семейка Тененбаум», или не находят выхода в семейном клубке «вы встретите высокого незнакомца» Вуди Алена -каждый остается сам по себе-и эта же участь уготована и нашим персонажам. Все погибают разделенные в усобицах своих склоков и себе на уме.  Поэтому фильм обманул мои ожидания. Сказка с плохим концом, где в конце фильма всех убьют.

Попытка изобразить национальный характер.

«Русские задним умом сильны» -всему, даже самому ничтожному замечанию  найдешь при желании подтверждение.

 Слишком много насилия- специально и намеренно «узко-русское «внутривидовое» насилие»- «бить своих, чтобы чужие боялись».

 Фильм- антитеза «маме» с Ноной Мордюковой и ее звездным семейством. Патриархальность взамен матриархальности.

 «Кайдашева семья»  в степной оправе. В «кайдашах» Ступка также играл отца семейства.

Междоусобицы -рефрен «наша русская земля зачем нам ее делить?»-куда более стоящее воззвание-чем горькое отеческое- «мы русские безвольные нам сильная власть нужна».

 Отец хочет уберечь детей от насилия.  Непедагогичные удары в лицо как в бубен  детям за непослушание, за равнодушие, даже не подзатыльники, не тумаки, не толчки а просто удары в нос, даже не в глаз-чтоб лилась из носопырки горячая кровушка.

Куда еще устроиться сыновьям- работать в поле или бандитами? «Пацаны скоро все на кладбище будут»- скрытое пророчество? Кто-то в одном из отзывов о фильме намекнул на Кущевку. Фильмы как фильтры нашего времени. Лакмусовая бумажка.


Персонажи:

«Малыш» в роли главаря бандитов из «чужой»-где играл киевского бандита.

Гармаш его типажи-то измена, то предательство.

 Образ обаятельного брутального русского характерного не лепится вовсе.

 «72 метра»- выкристализированный с звучной еврейской фамилией мичман продавший запасные спасательные жилеты ради пары сережек на свадьбу дочери.  «охота на пиранью» смалодушничавший Зима тоже ради дочери здесь чтобы устроить жизнь выдает ГГ злодеям.

В «прячься!» грубый, своевольный, резкий, склочный, хамоватый, но не подсиживающий на станции начальника в коллективе из 2-3 человек «ну какой ты начальник ?!».

Рубаха -парень Безродный в «мастере и а Маргарите» Юрия Каро.

Простой советский гражданин в «Брежневе» -сериале в спортивных костюме выпрашивающий про судьбу сына у генсека всевластного.

Простодушный и в то же время всепрощающий отец в  «стилягах»- так отчаянно уверовавший в телегонию, что готов принять темнокожего внука «наш!» на пороге роддома.

Наивность, простота и чудаковатость с которой он выглядывает на плакатах «СКБ банка « лучше дома, чем за деньги « гляди в оба-так отец учил»-сформировал образ русского мужика, обаял, влез в душу, прикипели мы к нему и почитаем за своего.
Суммарный итог:  все основные роли- не многогранный характер с размахом-широтой русской души. зашкаливающей, а негативные. В фильме «елки» вообще отпускающий преступника- ради любви, ради девичьей слезовыжималки. Ну он же такой обаятельный этот  Артурчик  (!) Смольянинов-ради девичьих грез что ж не выпустить его из заточения!  Зато –священник безногий в фильме «предстояние» Михалкова, отпускающий грехи и учащий молиться.
Доверят  ли ему играть Льва Рохлина благодаря внешнему сходству Гармашу? Попомните мои слова.

Резко ушедший на роли второго плана ныне второстепенный Епифанцев,  освоившийся, обросший первыми ролями в «Генератион П», «непобедимый», «фартовый»  и «компенсация» Веры Сторожевой-  наглый чересчур и для следователя, и для второстепенного героя.

Вживаться  в роль «русского простого парня» доверили и прочили Добронравову- «мелкий ремонт» альманаха «короткое замыкание», индифферентное «перемирие»,  «возвращение» –обиженный мальчик .  Здесь его типаж-  младший сын, обреченный стать безземельным рыцарем в поисках лучшей доли.
Ступка- отец семейства. Отец нации в «заяц над бездной»- всесильный генсек, «Тарас Бульба» -главная роль, « Сафо» экранизация лесбиянства по-украински , «две истории» Киры Муратовой -очередной мазок мизантропии, папа и «папик», соответственно в двух последних перечисленных фильмах. Неужто «коллаборационист» в фильме «свои».

Соперничающие братья.
Драка-испытание «на краповый берет» между Епифанцевым и Гармашом. Такая же драка-самоутверждение в фильме Бортко «мусульманин»- даже схватка между Мироновым и Балуевым-бьются даже после первой крови-не для лихачества, не для самопознания как в «Бойцовском клубе»- а из-за соревновательности между собой-оправданного желанием «свалить из этой дыры» среднего брата.

Тяга к общине.

Нет чувства общего и точек соприкосновения. Отчужденность- центробежные тенденции.

Семья со своими изгоями, все которые хотят покинуть «Яр», включая Костю-Евланова- здесь хотят покинуть «дом».

Спекуляция на чувствах- взорванный дед фронтовик с георгиевским крестом. Судя по киностудии, понятно было ,что треш будет такой же «бессмысленный и беспощадный», как «14 цветов радуги».

Схожести.

Беззаботные дети возвращаются из поездки- «Изгнание»-когда погибает мать в результате неудачной операции аборта. Ребенок, высовывающий голову навстречу ветру из окна едущей машины-  «Русалка» Меликян и «Возвращение» Звягинцева, где играл молодой Федор Добронравов- теперь младший Андрей в семье Шамановых.

Косолапости при чувстве опустошения и горя –выстрелил, расстреляв, разрядив всю обойму, все патроны  -тот же в «9 роте» Лютый, посыпающий голову пеплом, и срывающий амулет-спасший жизнь в мясорубке.

 «Бийка» -«Кайдашева семья».

Эросцены.

Тяга к лону природы -захваченные огнем страсти-как в «матчпойнт» Вуди Алена, где под дождем Скарлет Йохансон отдавалась. «Эйфория» Вырыпаева- там была любовь в поле и на берегу. Любовная линия-связавшая сюжет в такой же глухомани и степи Волгоградской области уже демонстрирует такое же уродство быта в Ростовской области, также в «диком поле»-где вздыхают, что нет войны, которая наполнила бы их дурацкие жизни значением и призванием и наполнила горькое существование- исполненного смыслом бытия.

Даже маленькие миленькие смерти в «Эйфории» вызывали горечь и уважение, но когда героев убивают, как набор из пачки карандашей, как набор солдатиков,  картинно убивая и смакуя в кадре!

Пошлости.

 Таран ветерана –пошлость.  Там была обреченность бездействия мучительного - ожидание кульминации –разрядки именно с его участием- целый фильм саспенса, напряженного ожидания, если ружье было показано в начале пьесы- обязательно выстрелит, и этот камикадзе -самурай -ветеран с георгиевским крестом  кавалера -известная драматургическая уловка. Поэтому ветеран-это самый худший вариант и пример для фильма-очищения. Пример- показать что в  строю, показать что «казак»-«и самый лучший из горстки пламенных бойцов», это он один из-за «закалки»- который даст реванш и установит справедливость на большой крови.

Песня «не для меня Дон разольется»- нет это пошлость, с еще наивным детским подкупающим голосом, намеренно сделано, чтобы пробрало до нитки души, даже еще под автоматные очереди. Это слишком. Это перебор. Это все равно,  что иконы жечь. У нас отморозки каждое девятое мая убивают ветеранов ради наград и ради банок меда и ламповых телевизоров. Сначала нас долбали «криминальной Россией»  по НТВ, выжигали на нас клеймо преступного народа –«прививали вкус крови», потом полицейскими хрониками-ежедневными по многу раз в день- люди уже заряжены криминалом и насилием по всем фронтам.

Музыка из фильма «кремень» бы более подошла здесь,  звучала драматичнее и подчеркивала бы каждую сцену, музыка не живой фон, не аудио-полотно происходящего- даже говорок и интонации не передают прелесть Шолоховского края-здесь –только нет, в фильме «живи и помни»  Дарье Мороз и Евланову и их коллегам больше удалось передать очарование местного наречия.

Музыка и песня в исполнении А.Ф. Скляра «не для меня Дон разольется» в проекте «соль» эта тема звучит лучше и ультимативнее, убедительнее, звучнее. А здесь, хоть и на ней акцентировано внимание –оно звучит грубо и диссонирует с кадром-особенно с кучно ложащимися выстрелами. Если взять постоянная тема «не для меня»-то она даже в этой интерпретации старика отца и ребенка попсова. Не вдаваясь в юридическую аллюзию «не для меня песня» -там совсем не о том: «а для меня народный суд, осудят сроком на три года, ..кусок свинца в тело белое вопьется.. и так пройдут мои года..в разлуке милою семьею»..

Хеппи- энда не будет.

Судя по молодежи, зеленой младой курчавой  поросли-шпане, которая увлекается машинами и гедонизмом, прочитанным в книжках старшей внучкой-  продолжение этого фильма уже есть, давно идет, больше шести лет в ежедневном  эфире и  называется «дом 2». Жирные кляксы и точки крови, как место приложения усилий, уже поставлены.

Поэтому в том времени, которое «двадцать лет как ничего нет»- нашего времени, про которое так патетично и красноречиво сказал Ступка за этим угадываются не какие -то политические ожидания, не идеологическая платформа, не общество потребителей, которое вступило в свои полные права -а совсем иное. Фильм должен был показать традиционную общинную модель патриархальной семьи, «патер фамилия» в лучшем ее проявлении, с ее иерархией и порядками, которые остались неизменными что при Советской власти, что в казачьей династии в дореволюционной России. Там где отец первым встает из-за стола, скорее, именно кавказская традиция. Но то, что отца и мать называют на «ты», а не на «вы», это уже угадывается та демократия, которая пролезла в традиционную модель и разрушила вековые устои-пренебрежение к старшим, мы перестали почитать отца и мать, мы стали выбрасывать стариков на улицу.

(продолжение следует)

Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171