Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры

Алексей Сергиенко 2
25 октября 2011 года.

Рецензия на Ромовый дневник. Недолитые литры.

Фильм «ни о чем», как может показаться на первый взгляд. И это мнение после просмотра, уже после анализа на следующий день остается неизменным. Куча фильмов «ни о чем» и это становится  ожидаемым,  привычным, не сильно  докучая и разочаровывая тем, что и в очередной раз тебя развели, как лоха. Ты купился на обложку, название, продолжение какой-то прежней первой части, интересный, яркий и запоминающийся трейлер, на известного актера. Купился на всю эту мишуру- фантик –обертку, за которой всегда остается шелуха. Когда в 90 –е лихо колотили свои капиталы, то не гнушались ничем -и в коробку из под телевизора клали кирпичи, и вместо женских колготок в упаковку вкладывали какие -то чулочно-носочные обрезки, и вытаскивали из пачки папирос по штучке, или из сигаретной пачки, пока не было заметно и не было всяких потреб-надзоров и пробир-надзоров и можно было чудить и мнить себя королем жизни. На какие ухищрения народ не приходил, чтобы разжиться. Со временем, с развитием производительных сил и средств маркетинга и  пост-продакшена это стало умение объегоривать стало более эффективным и изощренным, и в разы прибыльным. Нас обманывают и сейчас -продают молоко и гречку по сравнительно обычной- относительно оптимальной для нас цене, продавая уже не литр и не килограмм в упаковке, а грамм по 800 или 900, или не полный литр. И ты из-за темпа современной жизни вовсе не замечаешь, как тебя медленно, но закономерно, подводят к очередному обману. Ты уже не обжигаешься, ты бы прежде дул на руки, на пальцы, внимательно изучал бы инструкции и мониторил бы цены, внимательно разглядывал  бы упаковки, просил бы дать попробовать на вкус. Но книги и кино это такие вещи, которые становятся доступными не  моментально, а уже в процессе «употребления»-после того, как ты на них потратился. Когда ты почувствуешь,  что сюжет затянут и в нем нет развития, и примочки и уловки, скабрезные шуточки ниже пояса, втиснутые целиком в тизер «по самые гланды» уже не оправдывают себя-бешеный ритм клипа и нагромождение деталей позволит ужать все до такой степени, что ты не сможешь воспринять что и к чему. Обидно, когда тебя держат за идиота, ведь правда.
Мы все просто позволяем себя обманывать, мы латентные, подавленные. Но обиднее когда тебя обманывает не фильм без сюжета и без нормального захватывающего сценария, (к примеру такого, над которым воротило умы целые ансамбли киносценаристов- как в третьем «Антикиллере», где «гора родила мышь», могучая кучка, ничего не попишешь, а остается непонятное чувство осадка)- а фильм целиком и полностью поставленный по книге. Казалось бы-раз по книге-значит сюжет будет достойный, и не разочарует.

Фабула.

Начало сюжета обнадеживает –избранная для себя цель –ехать в провинцию, вдаль от столичного лоска-начало конфликта во многих художественных  произведениях. Чацкий сваливает из Москвы с криком «карету мне, карету!». Молодой человек едет за гроши работать школьным учителем на заброшенный в Эгейском острове остров, как у Фаулза в «Волхве», Леонид Филатов едет в город Зеро-долгосрочную командировку, Кнехт соглашается обучить мальчика друга детства в «Игре в бисер». Путешествие из пункта А в пункт Б, где герой должен что-то понять, чему -то научиться, решиться на что- то. Как Геракл, который должен совершить 12 подвигов в качестве расплаты за непреднамеренное убийство. Я искренне жду, что кто- то талантливый и непредвзятый без ехидства  напишет и снимет фильм про жизнь Сталина во время ссылки в Туруханском крае-до того момента как он был призван-пока он был Джугашвили. Это не только будет познавательно, но и будет маленькой данью памяти, трибьют, выражаясь современным птичьим языком, человеку которому мы многим обязаны, как державнику. Фильмов подобного толка снято –поставлено действительно много, это и «Жалкие остатки» про юность Дали с Паттисоном в главной роли, с невнятной однополой темой, это и «Дневники мотоциклиста» -книга и фильм про юность Че Гевары, это и многие другие произведение про Того, Кто еще Тем не стал. Весь фильм как игра –подготовительная, разминка в оркестровой яме, перед тем как сыграют симфонию, фокусировка, настройка,  такое растянутое действо, кульминация в котором наступит уже за кадром. Во многом это и фильм Сергея Бодрова «Чингисхан»-мы не видим его во всей красе в тени от облака запущенного его войском стрел. Мы также не видим расколбаса в «1612» -хотя напряженно жаждем увидеть всю дубину народного праведного гнева вышвыривающую интервентов- в котором самое главное- всю дикость и запал и остервенение, с которым изгоняют ворят из кремлевских палат, увы, не показано.
Аналогичное описание Того до того, как Он стал Тем, каким мы Его знаем- в книге «Пятая гора» Коэльо про пророка Илию. Мы все ждем какого-то развития, какой- то кульминации, разрядки, а она все не наступает. Потом, уже в финальных кадрах мы узнаем, что автор стал всемирно известен, написал то-то и то-то, как в фильме «Спроси у пыли»-когда герой Фарелла приезжает на могилу дамы сердца.

ГГ

Все фильмы про писателей- это борьба с собственными комплексами, попытка как-то устроить свою личную жизнь, вялые подряды которые не исполняются, заведомо неисполненные заказы- это и «Бартон Финк» братьев Коэнов и тот же «Спроси у пыли» и тот же «Ромовый дневник». ГГ- писатель, но ничего не написал. Авторы, которые работают в редких кадрах над своими произведениями, но не пишут ничего стоящего. Вся внутренняя борьба с собой,  внешняя борьба с обстоятельствами и не показана- они показаны такими человеческими, не людьми «над людьми»-грешными и оторванными, «на своей волне», а обычными смертными, с их слабостями. Глупостями. Необдуманными безрассудными поступками и вредными привычками, что им не хочется потакать и апплодировать. В них не показана «Божья Искра» -смесь ума, таланта –поэтому симпатии к ним не чувствуешь никакой.

Наши.

Когда смотришь фильмы-байопики, посвященные жизни наших классиков «Пушкин. Дуэль»,  «Гоголь. Ближе стоящий»- мы видим наших авторов, всю силу их таланта, которые показаны с их внутренними душераздирающими проблемами, которые показаны уже состоявшимися авторами, которые признаны- которым не дают милости авансом, которые даже положительно зарекомендовали  себя –но с неба звезд не хватают. Каждый из наших классиков по сути отчаянный борец ограниченными возможностями –как не рисуют в хрестоматиях и школьных учебниках.
Поэтому такие фильмы, как «Ромовый дневник» позволяют только иронично наблюдать не за похождениями героя, какой он сильный,  отважный, принципиальный и честный, а, скорее, всего как  разболтанный и дурновоспитанный раздолбай, не «в поиске себя» и не отдыхающий от роскоши света в еще большем «алкогольном сплаве по порожистой речке».  Куча мелких эпизодов и забавных ситуаций –мозаика-калейдоскоп и комедия положений.

Бесполость при наличии яиц.

Ни один из мужчин -героев не показывает того, что он отчаянно бьется за любимую, заведенную и возбужденную другим женщину.
Бесполость автора и героя в том, что он даже  не убеждает выпустить это самый посмертный номер газеты, чтобы дать всем фору. Принимает условия-пыжится-пыжится и  соглашается с обстоятельствами.

Мораль.

Париж стоит Мекки -возвращается откуда приехал. Нравоучительства в этом – ноль!

Другие примеры.

Скорее напоминает фильм «28 дней»  с Вайоной Райдер, при похождении ей реабилитационного курса. Он не завоевывает верных друзей. Он понимает, что общество в которым он оказался также ему не пути. Эдакий тоже rehab для него. Он не заключает дипломатических союзов. Не выступает против  мерзавцев и обманщиков. В кадре он не делает ничего. В «дневнике мотоциклиста» мы видим действия его героя в качестве врача, и игру в футбол, которая поднимает на ноги больных и отчаянных людей. «Дневники  мотоциклиста»- созидательное начало персонажа- первые проблески, первые шаги, которые направляют к заветной, или еще смутно увиденной цели. Здесь просто  такая же ханжеская обывательщина как у тех людей, к которым чересчур скептично относился, видя их в боулинге, почитая за толстосумов. Он ни с чем  не стал бороться.  Просто все забавные ситуации  связанные с разбиванием авто и нелепой спровоцированной дракой с хорошим концом- это последствия неверных принятых решений. Пробует развлечься, позабавиться. Прожигание жизни.

Плюсы.

Как спросить о художественных качествах фильма? Первоклассные актеры -первоклассно сыграли. Колоритные насыщенные персонажи-каждый достоин своей, даже второстепенной роли. Смотреть одно удовольствие –но морали ноль! Как будто ты разгрыз пустую полиэтиленовую пленку, в которой нет сосиски. Не жизнь, а фикция-  самообман. Все, которые говорят, что в жизни нужно все с познавательной и гносеологической точки рения попробовать, оторваться по полной. Делать, чтобы каяться, чем не делать, и каяться. Что угодно делать, но этот герой вызывает чувство хлипкого и грустного разочарования. Может, он и стал кем- то, но это произошло за кадром- и именно об этом стоило рассказывать. А не о пьянках-гулянках. Может, именно так  глубоко нужно было окунуться в труху и опилки, чтобы понять, что стоит бороться за эту маленькую жизнь, чтобы делать так, чтобы те, кого ты любишь, были с тобой. Следовало  идти вопреки обстоятельствам. Наперекор всему. Это к разговору о том, что хорошо быть лейтенантом в Сибири, чем полковником, вернее «эй, полковником!» в Москве». Можно быть королем маленького городка, чем в большом городе, где конкуренция больше и сильнее. ты никогда себя не проявишь и не заявишь о себе. Карьеру нужно делать в регионах-на периферии.

Минусы.

Фильм не показывает эволюцию героя. Герой не эволюционирует. Он просто влюбляется, а потом выбирается на яхте. И все. Все остальное- фон, детали-картинка и музыка для создания этого удивительного и легкого настроения, пестрящего диалогами и реквизитом из шестидесятых. По сравнению с этим фильмом в «Полночи  в Париже» Вуди Аллена больше симпатизируешь его герою- герой входит в диссонанс с окружающими, понимает что ему нечего с ними ловить и находит себе «лучший формат» для самовыражения -сменяет свое привычное окружение, чтобы заниматься любимым делом. Заодно меняет и бабу. Доходчивая простота и логичность Вуди Алена его десятки раз обыгранные простые и гениальные ходы умиляют.

Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171