Рецензия на фильм Шапито-Шоу

Алексей Сергиенко 2
Что нашли все, кроме меня.

Когда я видел и много славословия в хвалебных трелях- рецензиях на фильм, я бы так его не захваливал и это скорее обмануло мои ожидания несмотря на фильм крепко сделанный, я получил разочарование, потому что за его оригинальностью не стоит знака превосходства. Во- первых во время просмотра фильма сложилось непреодолимое чувство заново пересмотреть фильм  «Пыль» и просмотр его тоже обманул все ожидания. Через полчаса просмотра мной авансированного «классного фильма», после сильного приятного впечатления, сделанного «шапито» фильм «пыль» уже не так порадовал, в нем нет той красочности и калейдоскопа впечатлений, и через полчаса фильм был всеми -ползучей контрреволюцией семьи подвергнут однозначному бойкоту. Наверное, многие вещи в жизни хороши именно тем, что происходят в ней всего раз, а с чувством приятного впечатления о «пыли» я не расставился много лет, после его просмотра составив себе мнение, что фильм ведь классный! В свои хвалебных апологетных опусах ремарщики, не скупясь на высокопарные фразы о возрождении современного кино, ренессансе, новой вехе врут. Возрождения не происходит, из чего я заключаю, что слово «возрождение» если кто его и ляпнет, то на поверку оказывается просто дешевый трюк привлечь внимание к кино, поэтому «не введитесь» и будьте осторожны. Пересечение сюжетных линий напоминает многие ходы из фильма «город грехов». Многослойность фильма  и декларируемая мультисмысловость. Да мы во всем можем видеть мультисмысловость- в любом фильме. Особенно артхаусном-каждый впечатлительный найдет свое. Мультисмысловость -она во всем, вся наша жизнь вообще поливариантна от личного субъективизма. Можно любой действие людей, ход, любую сцену, персонаж трактовать по разному, интерпретировать в силу образования, фантазии жизненного опыта и поэтому ничего тут от «вау!» нет. О том, что фильм символизирует собой: «да что там говорить- целое двадцатилетие отечественного кинематографа, мирового кинематографа и чуть –чуть «горбатой горы» -это слишком большая натяжка. То, что намешали в фильм героев со своим уникальным внутренним духовным содержанием и особым миром, выкристализированных до целых характерных персонажей-удача. Фильм с наполнителем и эстетикой восьмидесятых- вся Россия с удовольствием ходит тряхануть стариной на дискотеках восьмидесятых- семидесятых, и то, что тянутся люди ностальгически к прошлому, потому что не видят ничего ценного и нормального в современной культуре-это взгляд, обращенный назад, не символизирует в себе компостную яму отечественного кинематографа. Фильмы «черная роза эмблема печали..» и фильм «асса»  фильмы интересны своим новаторским ходами, своим постмодернизмом. В «шапито»  постмодернизма нет в его современном понимании - вкрапление деталей разных эпох и культур было и в особенностях национальной охоты, но фильм от этого приобрел параллельные линии повествования, но не обыгрывание культурных  символов,  так что отечественный кинематограф сваливался в своих творческих изысканиях и в откровенно абсурдные дебри вроде фантасмагории «два капитана» и поэтому общей тенденции или направления так и не сформировалось и видеть этот фильм как квинтэссенцию всего сделанного за последние годы вряд ли стоит. Искать в этом какой- то редкий ключ к пониманию современной культуры или прислушаться к самим себе, после просмотра доступного к легкому и непринужденному восприятию фильма вряд ли стоит- фильм не культовый, не знаковый, но отдельно стоящий-сказать, что это «явление» или «прорыв»- большая непростительная натяжка.

Другое дело, что Крым и вся здравница и «тусовка», показанная в фильме демонстрирует то, что ничего не поменялось, жизнь не поменялась, сменились власть -партийная элита, простой люд лучше жить не стал.  Фильм  не показывает успешных олигархов, гламурных кисо, и все самое дорогое словно нашу жизнь «на экспорт» про нуворишей. Стоит особняком от кино- псевдохудожественного новодела, в которое, оправдывая рекламные и инвестиционное вложения, современные кинематографисты вставляют и  искусно монтируют «продакт плейсмент».  Фильм показывает типичный совок без прикрас и преувеличений. Почему многим милы сердцу именно «сваты» с его суржиком- говиркой и закрутками, простым бытом, с его квинтэссенцией фраз и диалогов, поостренных на народных поговорках и фразах из любимых кинофильмов- в этом и состоит притягательность особой атмосферы и культурного пространства, построенная на национальном колорите и фольклоре. Что касается самого Крыма. Крым такое особе культурное и географическое  пространство, где граждане России и Украины, несмотря на государственные границы чувствуют себя дома. Фильм дает и демонстрирует отсутствие этих границ, и в этом его плюс. Он умело предает курортную атмосферу, быт, определенное культурное состояние, эмоциональный фон полотно нашей реальности. В Крыму было сделано много удачных фильмов «Дерзкие дни» и советские «три плюс два» и «лотерея спортлото  1982» -которым современные «дикари» и «танкер танго» не ровня, скорее, были неприятны и по жанру и по попытке сделать современный римейк или повторить успех «три плюс два».

Песни и «арии», употребленные в фильме скорее напоминают послеперестроечные абсурдно- авангардистке пассажи  клипы группы «дюна» и в этой внешней невыразительности персонажей,  при их откровенно показанных именно лузерами и нарочито ущербными, где главный герой даже обнаруживает внешнее сходство с Мавроди, и это чувство не покидает.

В фильме «шапито шоу»- друг или напарник, (как именовать партнера гомосексуалиста, чтобы более политкорректно выразиться) показан именно кем -то с восточной Европы. Какой- то средней национальности, не акцентируя на ней внимания, и не идентифицируя, обнаруживая в этом главное свойство дипломатичной,  но сильной антигомосексуальной риторики- он чужой, не поляк, не чех, но чужой, он иноземец, мол и нам это неприятно, у нас неприятие к этому, потому что не в нашей культурной традиции.

Когда «на слуху» аллегория – современная действительность была показана в фильме  «страна глухих» видишь, что употребление такого персонажа неспроста. Люди, которые, по сути инвалиды по слуху, но живут своей отдельной, такой же живой и непосредственной жизнью- со своей этикой и «корпоративными правилами». «Стая» глухого напоминает именно такую антитезу, что глухой- самый зрячий из всех, он и педикам говорит «что на вас смотреть тошно», и самый искрений, чистый, не испорченный, и помогает Вере и прогонят пинками умника-очккарика, поднявшего на нее руку.

Дикие купания и прыжки голышом с пирса напоминают дикие безудержные языческие пиршества из Андрея Рублева –но (!) чисто внешне, потому что в «Андрее» это несет более глубокую и эмоциональную окраску, со смысловым подтекстом. Нудизм обращает на себя внимание, разглядывание и эксгибиционизм,  курортный городок про который прежде никто не слышал- а теперь все полезут.

Псевдопионер мерзкий, пакостник, он раздражает, вызывает к себе только отрицательные эмоции, поэтому «оформление» его под пионерского вожака- скорее всего, попытка иронизировать над советским прошлым, и как этот персонаж вызывает к себе только негатив и отвращение, весь негатив корресполлируется на советский строй, и этот агрессивный выпад советскую систему.

Если в фильме «Пыль» телевизорное зло показывал Петросян, кривляющийся в ящике, а в фильме «Елена» были бесконечные передачи «давай поженимся» и «контрольная закупка», то есть это были своеобразные якоря, позволяющие идентифицировать эпоху, то в этом плане «любовь и дружба» более вневременной фильм, хотя и показаны мельком кумиры Цой, но это скорее, просто фишка. Петра Мамонова не получается слушать, его можно смотреть в кино. Когда они приходят в кинотеатр, и видят «молитву царя» сцену «не боюсь, не боюсь» сыгранную сильно, мастерски, эмоционально, чувствительно и надо отдать должное, что профессионально, это и есть топопривязка ко времени съемок и действа.

В прокате в афишах использованы приемы оформления кино как раньше, где рисовали афиши- все это «приветики из прошлого». По духу это напоминает трагикомедии в духе «облако рай» и «облако рай 2» простые и наивные фильмы о провинции. Как и фильмы Астрахана «в мире живут добрые хорошие люди» и «ты у меня одна».  Наша жизнь преподнесена такой нарицательной.  Нам показывает нас в вытянутых коленях в трениках. С претензией на оригинальность ведем себя на отдыхе как, скорее, показано, не в русском фильме про отдых где- нибудь в Турции типа «алл инклюзив», а в немецком фильме 2006 года, про отдых русских в Турции -мы снимаем фильм сами о себе пытаясь себя увидеть со стороны, и даже пристально разглядеть. С простотой и наивностью, которая проглядывается в каждой сцене начиная с обрезания джинсов, делая из них шорты, в дискотеках «кому за тридцать», и попытка девушки спастись бутылкой вина с нарисованными портретами у уличных художников- нехитрые курортные досуги.  Идет агрессивная реклама фильма- поэтому сразу видно, что проект коммерческий, об этом свидетельствует то, что на афишах прямо указано, что от продюсеров «о чем говорят мужчины». В интернете много баннеров, повествующих о том что фильм выходит в прокат. Ценителям и кому фильм «пыль» запал в душу, этого и не надо -так или иначе они натолкнутся на этот фильм, или отслеживают киноновинки. Так что прокат несмотря на коммерческость проекта, попытка привлечь в него более массовую аудиторию. Фильм явно коммерческий –для тех синефилов, кто платит такую высокую сцену. Проект, где разделение фильма на две части -это уже явная коммерция. И этот маленький обман зритель первой картины, уже не проси, вторую серию посмотрит, скачает где угодно, дождется выхода на телеэкраны, через годик-другой, но больше на продолжение фильма в кино  не пойдет.


Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171