Павич. Со склона. С горки вниз..

Алексей Сергиенко 2
14.12.2011г.


Павич. «Со склона». С горки вниз..

Может показаться, что в этом цикле рассказов «со склона» он намеренно «сбавляет обороты».. Типа «Инсептион»- погружение в сон- с  ее альтер-Эго девушки  «Лара Крофт» -явление пост-модерна в «Пагоде». Дэвушка- пэрсик про мохнатый ворс персика. Мохнатый шмель на душистый хмель. У нас и своего фольклора хватает из расчета на душу населения.
Рассказу начинают звучать,  как песни группы «Король и шут»- ожившие страшилки.

«Ловец снов»- Далианская повторяемость образов, автор обращается к истокам-автор обращается к своему обильному литературному наследию, пытаясь досказать, еще какие-то речи вложить в уста любимых им героев. Дать им шанс разрешиться словами после долгого молчания-за все то время, что его герои, и его книги жили самостоятельной жизнью-за время прошедшее после опубликования его работ-снискавшие ему славу автора и нашедшие благодарного читателя. Действие происходит как будто бы во сне как в песне Кристины Орбакайте «я найду кассету с голосом твоим» поговорим о том о сем поговорим как мы с тобой живем,.. все происходит будто бы во сне».   Нужно знать заранее природу сна, что то, что является  его  концом одновременно является и его началом-

Ему приходится вновь употреблять введенные им же в обиход  персонажи –они делают отсылки (автор делает отсылки) на себя самого. Начинается свистопляска- самокопирование саморецензировние  -обретают желанную и искомую гипртекстуальность сочинения автора, перемолотые в литературной пищевой цепи- как «банзай режиссер» Такеши Китано и «8 ?» Феллини. «Время, потраченное на приготовление обеда  не должно превышать время на его поглощение». Таким образом, достигается экономия мышления-автор использует уже знакомые нам по его предыдущим работам образы.

Разговоры становятся непродолжительны-иррациональны-как игра воланчиком в одно касание у Чехова ( крик чайки, доносящиеся песни из сада-все многоголосие-сливающиееся в один шум и монолитный звук) и они непонятны тому, кто не «в теме», кто «не в курсе» остальных произведений мэтра.


«Комната, в которой исчезают шаги»  и в «двух студентах из Каира», «Туниса белой клетке»-  еще есть эта метафоричность, которая меня привлекла и вела с самого начала за руку по всем его произведениям. В «волшебном источнике» и «житии» сильны христианские, православные начала,  которые при светскости описания, могли бы вылиться в крупное и сильное по духу и настрою произведение  -нечто вроде «Пятой горы» Коэльо или «исповедника» в «игре в бисер» Гессе- этот потенциал, досадно, но автором совсем не развит.

 «Ловец снов» и «комната, в которой..»- развлекательные, они так –проходные –разминочные, и даже жаль, что именно ими заканчивается сборник. Как в детстве я дописывал на пустое место пленки кассеты песни, чтобы не долго ждать, когда «дека автоматически переключит на другую сторону, и здесь это впечатление, что просто заполняли остававшиеся пустые страницы после переплета и прошивки книжки, и редакционных правок.

«комната,..»- она такая, с терпким ощущением, но не послевкусием от вечеринки, как в «трехспальной кровати». «ловец снов» и «комната..» -произведения- обманки- они разочаровывают, завершая ими, автор показывает, что может многое, но явно недоливает в котелок. Все, что осталось в холодильнике-подано на стол. Все пущено в ход- «в распыл»- никаких новых приемов и оборотцев-все это уже было- было, ничего нового-мы как коровы пережевываем уже однажды отрыгнутую пищу- мы жуем жвачку.

Автор воспел гениталии в «11 пальце»- так и я дал бы им имена –«Пенислав» и «Влагиника». Я бы попробовал, не ошибился, и смог! Я не постеснялся бы.. и не думал бы об общественных моралях. Я бы придал половым отношениям чувственность и поэтичность..

Когда я задумался о рецензии на «одну бабу»- как бы получше ее написать -я бы не смог отдавать больше, чем имею.  Дань  правде: талант критика у меня никудышный -иногда мне кажется, что я  сравниваю яблоки с апельсинами- внутренняя самодисциплина- к которой меня  «сызмальства» приучил Хемингуэй  -толкает меня на писанину -чтобы я выработал свой стиль, нашел свое слово, поднаторел в этом занятии, которое заполняет все мое свободное время. И иногда я думаю, что для 30- летнего писателя 30 посетителей в день -это нормально. Это уже ничего. Кончено, не фонтан. Но учитывая меру моего «таланта» и цыганскую почту, которой я как сарафанным радио разбрасываю свои ссылочки- это максимум, который я могу привлечь к себе внимания. Не нужно тешить себя надеждами. Есть люди, которым действительно стоит, что сказать которые много умнее и талантливей меня. А это «писание на злобу дня» -как онанизм в подростковом возрасте –так, в качестве развлечения. Теперь я думаю, что онанизм существует во многих видах и смыслах. И печатание книг -один из них.  Во- первых снимает накопившееся напряжение. Во- вторых как -то становится легче, реально облегчаешься, и пока оно тебе нравится –пока это «писательство» в удовольствие и этим можно заниматься постоянно, не жалея своих сил-пока «есть эти силы». Просто онанизм со временем переходит в другие формы вовсе не буквальные-как бы «прозаично» это не звучало.


Когда с утра я дочитывал Павича, но завершающие рассказы  меня прямо разочаровали  своей поспешностью  и поверхностью -недостаточной глубиной, неразвитостью, скатыванием к частностям, я узнал что после этих книг, сразу после их написания и опубликования на исторической Родине автора  в 2001 и 2003 годах («кровать на троих») следовал почти  моментальный перевод их на русский язык-и  автор («кровать на троих» писана в 2002г)) дожил  до ноября 2009г.- умер всего два года назад. Коэльо написал на смерть Маркеса («никто не накажет тебя за твои мысли»). Я чувствую себя обязанным  лично Павичу написать его ненаписанное завещание, даже основать его фонд, или посвятить ему одно из своих произведений или сделать все сразу, со временем, как его творческий наследник или преемник или ученик, или просто почитатель его таланта, даже в конце хотя бы в «Трех нищих», не похожих  не по жанру, ни по его стилистике, ни по антуражу и архитектуре приводимых им образов- поклониться великому автору, как мэтру, как человеку, показавшему «мастер»-класс- «как это делается!».

Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171