Рецензия на фильм Опасный метод

Алексей Сергиенко 2
ЖЗЛ

Критикуя один фильм, предлагать взамен него большой другой, расхваливая на все лады- занятие абсолютно с точки зрения критики бессмысленное, потому что нельзя сравнивать несравнимое. Несравненный фильм. Просто фильмы посвящения отдельным ракурсам из жизни знаменитых людей- интересная тенденция. Если прошлый год запомнился сиквелами, приквелами или продолжениями уже знакомых историй и саг, то наступила волна, нашла волна байопиков, повествующих о жизни знаменитых людей- поудачней «Харви Милка» .Удачных постановок действительно много, и если не совсем понятно, что жизнь музыканта Сержа Генсбура именно была поименована во французском написании фильма как «героическая жизнь», учитывая его откровенно сексуально девиантные постановки «цементного сада» про семейный подростковый инцест с участием собственной дочери, потом «ты меня любишь, а я тебя нет» с «педе», не сумевшим отвязаться от плотского огня однополой любви, потом его фильм «Шарлотта навсегда», посвященный комплексу Электры, не понимаешь за что этот человек прозван героем. Может у нас разные представления о героизме? С чем не поспоришь -по явной злокачественности и дурной предрасположенности поставленных фильмов и духовной ущербности его сценариев тем резче контраст в его музыкальных творениях. Музыка оказала виляние на французскую музыкальную культуру, и в этой части его культурный вклад в развитие мировой художественной культуры ( в музыкальном аспекте) неоспорим. Тем не менее, продолжая тему байопиков очень занятен фильм «полночь в Париже» Вуди Аллена, в котором мы видим всех действующих персонажей  эпизодами из каждой эпохи- и мы видим и Дали, и Фицджеральда и прочая прочая.. и он синонимичен фильму Сокурова «русский ковчег», где сплошным кадром перед нами разворачивают полотно русской истории от Петровских времен. В «Доме солнца» тоже сделана удачная попытка показать знакомых деятелей советской музыкальной культуры- показан  культурный андеграунд того времени. Рассуждая о кумирах целых поколений, мы видим тех людей, чья звездная жизнь заставляла многих следовать и подражать им или просто восхищаться  при этом  бездействуя самим. Не менее интересны экранизации и постановки художественных фильмов, повествующих о жизни ученых, которые определили или опередили свое время. Поэтому начал  с того, что не следует критиковать один фильм, отдавая лавры или предпочтение другому, и  сам же нарушу это правило, сказав, что вместо фильма «опасный метод»- больше осадок и впечатление оставил фильм «когда Ницше плакал». Сам себя и опроверг.

Скверна.

Излишняя акцентуацая на теме личной жизни повредила художественным достоинствам фильма. Понимая, что доя многих ученых мужей неустроенность их личной жизни их предпочтения оказали несомненный характер и влияние на их творческую и продуктивную жизнь.  Понимая, что зрители никогда не полезут читать книги профессора Ломброзо о границе между гениальностью и помешательством –фильм в доступной и легкой зрителю форме должен был нас, по крайней мере, если не удивить-то составить впечатление о духе того времени или о тех персонах, чьи теории будоражат наши умы. Фильм демонстрирует устроенность быта жизни признанного ученого, для которого «такие отношения» своеобразная «разрядка». Однако фильм не показывает, что именно эти отношения послужили толчком к плодотворной работе или поспособствовали какому-то научному открытию. Фильм не показывает перемены в самом Юнге, да, он принимает важное для себя и семьи решение остаться с супругой, которая покорно закрывает глаза на слухи- сплетни. Но героиня «искупления» Кира Найтли все больше и больше обнажающаяся в кадре, с момента «искупления» которая не была столь характерна в том фильме, настолько ярко и беспощадно играет роль психопатки, что видно то усилие, с который ей это удается. При силе ее характера и очарования, скорее для Юнга это искушение умной женщиной-именно соблазнение его силой очарования своего интеллекта-больше чем физического притяжения. Он «заигрывается». Фильм, где мастерство актеров ничего на значит даже самыми сильными актерами можно испортить фильм, так что подбор актеров или их номинальная стоимость ничего не значит. Если в самом фильме нет удачной идеи. Скорее всего, фильм даже не про Юнга, а про нее, про пусть к успеху «русской еврейки», раз на это не раз делался акцент в фильме. В фильме мало еврейкой темы, на ней сделан акцент лишь косвенно. Если фильм «когда Ницше плакал» с грамотной постановкой и сильной игрой Армана Ассанте- просто временами завораживает видны мечтания и метания ученого мужа- здесь нам просто позволяют порыться в чужом грязном белье, и никакого осадка он не оставляет- осадок оставило именно «искупление» -но не по актерской работе Найтли а по фабуле фильма. Не показано что, именно это домината личных отношений –порочная связь, не показании личная трагедия и опустошение героев от связи, показаны какие- то отношения, и в этом их данность, что они ничего не разрушили, никого не «довели до ручки»- все осталось на своих местах- волки и овцы и капуста. Кира Найти совершила прыжок преодолев болезнь и стала видной ученой. В этом плане фильм не совсем не оправдывает ожидания, не несет в себе заряд духа этих людей, ни нравственности, не поучительности, непознавательный фильм как большинство таких фильмов, не годен даже того, чтобы быть байопиком -показано взаимодействие разных воль, показывает один краткий период, когда только один из героев преображается.  В этом плане, скорее всего, что Юнг это просто фон- просто полотно, просто для того чтобы дать человеку перейти другую ступень- другую планку. Бытует мнение, что все эти комплексы Фрейд и придумал, а не открыл и нигде не подтверждено, что все эти комплексы и выступают генетически обусловленной доминантой поведения человека. Поэтому ко всей деятельности этих уважаемых ученых и практиков следует относиться, не более, чем к мнению, не более чем к теории и поэтому удивительно непоследовательный персонаж Юнг сначала он брезгает возиться со своим  профессиональными обязанностями не осматривая солдат говоря, что это унижает его профессиональное честолюбие и озвучивает, что посвятил себя работе как «исцелению словом» в работе с пациентами. Авансированного «лечения словом» мы -то нигде и не увидим -он бросается в объятия Найтли, неизвестно для чистоты эксперимента,  или нет нарушает профессиональную этику,  вот и все. Поэтому фильм, который выводит на первый план отношения показывает греховную суть или невоздержанность ученого. Он заставляет нас  понимать, что по сюжету могли быть кто угодно в любовном треугольнике, или в фильме про измену. Необязательно великие ученые с мировым именем. Просто на их известность сделали ставку,  но фильм от этого не выиграл.

Другие примеры.

В критике на «ромовый дневник» я говорил о том, что фильм не рассказал о том, как та или иная знаменитость стала знаменитой- об этом говорится только в титрах и именно это и главная беда фильмов. Фильмов, которые должны воспитывать, показывать рецепты успеха и тем самым стимулировать людей на творческие победы и искания. Для любого гениального человека «искание истины- одни блуждания» и нельзя дать ключи и рецепт успеха, показать, как следует, когда жизнь известного ученого в кадре наполняют мишурой, на угоду времени  пошлость для того чтобы обнажить актрису- эта пошлость разящая и ужасающая. Сильный фильм про ученого «доказательство» с игрой Джека Дижиленхола и Энтони Хопкина. Сильный фильм «Игра разума» с несравненной игрой Расела Кроу- до этого продемонстрировавшего мужественность в фильме «гладиатор» и этим фильмов показавший возможности игры разнопланового актера. Поэтому фильму –плотское- это такое же надругательство над образом, как и фильм «Высоцкий» -если отбросить весь тот ореол наших ожиданий- фильм по большому -то счету про ломку и клиническую смерть, про «ломку» гениального артиста. Все мы любим истории погрязней, чтобы самим себя успокаивать, что вот они такие же живые, такие же грязные, как и мы, великие святоши, чьи портреты висят в научных кабинетах и совершали открытия, двигали науку вперед, вот они такие же грязные, не разобравшиеся в своих личных жизни. Все ради скандала. Все ради потехи. Все на злобу дня. Чтобы «отбить бабки в прокате».

Глазелки.

Когда я находился в зрительном зале контингент  был таков, что было много молодежи. Многие, которых привлек тизер, само название или те, кто успел что «схватить» и прочитать все из рецензий. Когда молодежь смотрела фильм, в кадре прозвучало слово «катализатор», и одна из девушек переспросила другую: «а что такое катализатор?». «А я забыла»- я подумал «не знала, и забыла». «Ну, это типа стимулятора»- сказала еще одна. Так что для контингента скорее всего фильм не совсем для жвачного населения, но и не для интеллектуалов- для них это скорее оскорбительное зрелище, которое не оправдывает зрительских  ожиданий.

3 февраля 2012 года

Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171