Рецензия на фильм Мандерлей

Алексей Сергиенко 2
Рецензия на фильм «Мандерлей».

Злободневное.

Чтобы написать рецензию на «прислугу» надо изучить тему, покопаться в ней поглубже, чтобы знать, с чем сравнивать, и предложил посмотреть «Мандерлей». Мы его нашли и посмотрели, а я мыслями был далеко и  думал, что «генерал мороз» помешает нашим митингующим и «будет кого им обвинять»-как услышал в этом фильме, где люди снимали с себя любую ответственность за свое ничтожное положение, оправдывая существующим строем. А потом подумал, что такие фильмы как «Мандрелей» неплохо бы показывать тем крикунам, которые пытаются «чего- то добиться» на митингах, на площадях, понимая что мне ни горячо не холодно от их требований, они меня не касаются как гражданина. Показывать «мандерлей» во время эпохальных событий, не так, как «иронию судьбы» ежегодно в качестве новогодней традиции, и не как «лебединое озеро» во время августовского путча – а так, для профилактики, для отрастки. Я про себя вывел их требования, которые обусловлены «нарушениями на выборах» из которых в судебном порядке почти ничего не доказано как «сделать так, чтобы было «пожиже» Единой России». Вот и весь сказ, никаких конкретных предложений разрушить монополию, и все корни проблемы в том, что другого ничего не предлагают из рецепта развития страны-все про политическую реформу, про экономическую реформу ни слова, про социальные требования ни слова-одно: про политические требования, про то, что исполнительная власть срослась с партийным аппаратам, а партийного аппарата засилье в законодательной власти, и все никакого конкретного кроме внедрения выборный процедур. Конструктивизмов нет- люди не знают, чего хотят, только вопят о политических заключенных, про возвращение Явлинского в кандидаты и все-одни частности. Про фильм в свете последних событий  скажу, что многие люди не знают, что делать со своей свободой -это и философски пророческие слова советского кинематографа, что нужно прежде «убить дракона» в самом себе. 

Свобода как самоцель.

Обсуждаемый мной фильм хоть и является своеобразных продолжением «Догвиля», фильм- отголосок того, что все мы последователи чьих- то установлений или условностей, обычаев, и  если предоставить людям определенную свободу- «они такого натворят!». Это и немецкий фильм «эксперимент», где делят людей на надсмотрщиков и заключенных, где все превращается в трагедию и кровавую бойню. И многочисленные постановочные эксперименты с волей в фильмах -триллерах или ужасов, не могу точно определить жанр этого фильма из разряда брутального крошево «пила» всех частей. Или вы получите желаемое жизнь и близких, где дается «определенная свобода», за которую нужно платить тяжелую цену со ставкой на жизнь в обмен на отрубленные конечности и на фунты- шматы собственного мяса. Или «новая земля»- чудо-остров, и придуманная новация в пенетациарной системе, где проще всех убить пулеметным огнем, чем пытаться их «отпустить в свободное плавание», пока они не съедят друг друга в буквальном смысле этого слова. «убить дракона» в себе- самое главное, что этот фильм –тоже своеобразная притча. Фильм, который должен научить людей понимать, что свобода- достижение и  благо нашей цивилизации  и тоже одновременно- просто инструмент к достижению чего -то другого, освобождению закрепощенного духа. Чуть -чуть подкрутить-поднастроить- и сразу- люди в золотом веке, в Царстве Подлинной Свободы. Химера- свобода поет Галанин в своем новом  альбоме. Скажите это людям, лишенным воли- заслуженные певцы! Про гетмана Калнышевского, которого три раза в год выпускали на божий свет из одиночной камеры за 26 лет заключения в Соловецком монастыре. Или Гумилеву, который не сделал много-много научных открытий и не добился того, что ему было по силам благодаря и вопреки тому, что его таскали в эти столь отдаленные места, как на работу. Это чересчур трудная тема, про которую так легко отвлеченно писать и рассуждать, в словах, как на деле почуяв ее вкус, оценив ее на просмотренных фильмах. Это сладкое слово свобода, такое эфемерное и в то же время великое понятие- как реализует человек свободу воли взять «невыносимую легкость бытия» или фильм «молчание Лорны»-где люди реализуют свой выбор утверждая будущую жизнь ребенка в своем чреве или право на свое мнение. Домината поведения людей – в освобождении  духа, преодолении условностей и барьеров. Пусть существующая в России феодальная зависимость и крестьянство не получило полноценного освобождения после отмены крепостного права, что так красноречиво и  интересно описано в «записках революционера» Петром Кропоткиным- живо, мастерски, с искренним чувством, что было принято народом и прогрессивно интеллигенцией с воодушевлением- но не принесла народу ожидаемого эффекта- получились «те же яйца», но только сбоку, также внешне ничего не изменилось. «Могу работать, могу и не работать»- закабаление экономическими механизмами, перегибы на местах, новые «позорные столбы Солона» или как их теперь звать, загнание, закабаление в долговую яму.  Происходит эффект погружения в среду, заигрались люди в Бога, не такие уж то на поверку оказываются «безвольными» марионетками. Как и суд вершить, как им помочь. Последовательности не хватает.

Во власти женщины.
Есть красочный фильм, который называется «белый материал», где француженка в годину лихолетья и гражданской войны на африканском континенте поднимает на своей силе воле и демократических принципах хозяйство, из которого бегут все работники, когда она говорит на тему, что принадлежит ей- она отвечает с достоинством «я тут управляющая. Всем тут руковожу!». «но,  тогда тебе здесь ничего не принадлежит!»-  это правильный и верный ответ, убирающий в сторону завышенную самооценку и излишнее самомнение и розовые очки, относительно реального положения дел. Как одна баба справлялась со своим хозяйством в «жила -была одна баба» мы видели. Фильм «Красный Гяолян» про Китай, мы видим как женщина сама впрягается в воловью упряжку, чтобы развить свое хозяйство и сделать его процветающим. Рецепт успеха изложенный в сериале «просто Мария» развивать в качестве примера не буду об организации портного цеха. Но остановлюсь на том, что фильм показывает то,  что нужно показывать всегда как человек проявляет себя. Или он как в террариуме среди шипящих и шкварчащих змей или себе подобных тварей, или он руководствуется тем что влияет на поведение других с примерами добродетелей, личным примером. О том, что здесь не помогут, и это и есть неоправданный идеализм слишком хорошо думать о людях- есть настолько удачный фильм Кайдановского (как режиссера, не актера) который называется «гость» такая, лихая короткометражка, что в фабуле слишком впечатлительные неграмотные своего просветителя, который им повествует  от первого лица и зачитывает Библию про Христа, в конец его распинают, как спасителя. Видимо они так понимают Веру, что уничтожают того, кто принес им свет просвещения и освобождения духа.

Парализованная воля.

Несколько раз в фильме звучит фраза «видимо мы не готовы, мы не знаем, что делать с этой свободой. Мы не готовы жить в такой хищном мире». А так, в выстроенных пищевых цепях и все сбалансировано: чувствующий себя гордым сносит пытки, каждый по цепочке дает друг другу затрещины и все довольны- все устаканилось и в таком социуме. Такие yмные и нужные  преобразования, которые спешит донести главная героиня никому не нужны «демократия на экспорт» и привнесение ее ценностей губит людей разрушает общину.  Какие привычки, которые до этого казались вредными- азартные игры на комки ваты при прохудившемся заваливающемся навесе, времени на починку которого не хватает, и никогда не найдется потом, даже при полном безделье при отмене всеобщей трудовой повинности. Даже на обустройство и приведение в порядок своего жилищного вопроса тоже нет.  Никого не напоминает? Действительно проще ругать того, от кого мы зависим, чем заставить себя сделать что-то для себя и поднапрячься. Есть сцена в фильме «бесчестье» с талантливой игрой Джона Малковича, где его дочь несет от «цветного», будучи изнасилованной, и когда он хочет вмешаться и призвать к ответe- она умоляет его не вмешиваться. Это и есть то равновесие, который сам выбирает для себя.

Знающие, как надо.

Люди, оказавшиеся в таком положении занимаются самообманом относительно почвы и среды для новаций и «площадки для экспериментов». В фильме «охота на пиранью» показана староверская деревня, где в современной России полностью сохранила патриархальный уклад, где готовят отловленных людей для этой страшной игры- охоты, но в которой поселенцы-аборигены живут еще в современном обществе в  другой среде. Совершенно иначе, оторванные от обычной жизни, с ее суетой  и пробками, в глуши. И они тем и счастливы и довольны, и себя чувствуют комфортно, без достижений цивилизации, без телевидения, без прогрессирующих болезней, в своем упорном труде и ремеслах, и на обслуживании диких  забав Прохора.

ГГ в фильме синонимична тому Мак Симу из «обитаемого острова» братьев Стругацких, который решил спасти всех от тоталитарного общества и все изменить, дать им свободу освободить их, дать им ценности и мораль, чего по его мнению, люди не получали. А главная идея Странника как раз была в том, чтобы будучи внедренным в эту среду сохранить сложившиеся порядки и устройство этого мира. Только в «Часе быка» Ивана Ефремова отважный космонавты земли посланники коммунистической воли чего -то меняют. В большинстве произведений все зиждется на том, что вмешательство именно вредно нарушает баланс разрывает и задерживает развитие общества, и не приносит желаемого и нужного эффекта.

Жил был светофор в одном городе, а потом сломался. Люди стали как-то выходить из положения –придумали, составили себе свод правил дородного движения, где машины по статусу и модели уступали друг другу место, и в городе не стало ни одной аварии на этом перекрестке. А когда починили светофор- начались аварии-так и здесь, переиначивая на свой лад, пытаясь дести человеку свои ценности или те ценности, который ты считаешь наиболее приемлемыми и достижениями и благами человеческой цивилизации, почитаешь за великий прогресс, в любом случае, при столкновении таких разнородных культур, при насаждении своей новой морали или попытке ее не грубого, а постепенного внедрения- будут конфликты будет не понимание. Переделывая или перевоспитывая такую породу людей или именно такой «материал» –как в фильме неоднократно делался акцент, «может мы не готовы, мы были еще не готовы»- один сезон пахоты рекордно короткий срок.

Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171