Рецензия на Превращение

Алексей Сергиенко 2
Произведение Кафки «превращение»-оригинальное, перенасыщенное эмоциями и поучительное произведение. Самое первое сравнение, которое так просится и  приходит на ум, так это превращение людей из благообразных, благовоспитанных в «уходящих в сторону», посмотреть, как все будет развиваться, как все разрешится само собой без их участия-моралисты становятся испытуемыми для душевных трубочистов в лице автора. Это не только метаморфоза- это история, которая в достаточно простом хронометраже и узко взятом контексте- емко и эмоционально показывает, как меняется отношения членов семьи между собой, как постояльцы начинают наглеть и хозяйничать, так и девушка –сестра- превращается из дурнушки в цветущую и привлекательную особу, и как постепенно налаживаются отношения в семье, когда незадачливый коммивояжер выбывает из лона семьи, как они меняют свой привычный житейский обиход и социальный статус, те перемены, которые происходят в их жизни, и очевидны с внезапной необычной постигшей болезнью главного героя. Эта житейская драма, при всей ее фарсовости, надуманности и фантастичности- позволяет всем снять маски, открыться как они есть на самом деле. Вернее, проще видеть, как себя будут люди вести в экстремальной или чрезвычайной ситуации -смирятся ли они с происходящим, или оставят подыхать. Это нравственный, и большей частью мировоззренческий вопрос. Кто смотрел фильм, который называется «район № 9» (не путать с французским фильмом «13 район») -там где был научный исследователь укушен одним из пришельцев, для которых устроили базу в районе Йоханнесбурга -да тоже самое- тебя связывают какие- то чувства с этим человеком, что-то проецируется, но –рано или поздно, когда -то «чистая рация» побеждает в тебе все человеческое, заложенное воспитанием родителей и умными книжками из школьной программы- как ты относишься к зараженному человеку. В чем- то отсылки от  этой работы мы и видим в «ловце снов» Стивена Кинга- отношение к близкому обиженному мальчику в далеком детстве, и к которому мы симпатизируем, и малообъяснимому -что нужно побороть себя, преодолеть, чтобы жить как -то дальше, но уже самими по себе. Освобождение от балласта- освобождение от обязательств, от тех добродетелей, которые нам старательно прививались произведениями мировой художественной культуры, когда в нас начинает преобладать так называемый «здравый смысл»- когда мы понимаем и явственно ощущаем всю необратимость происходящих генетических и физиологических мутаций -мы готовы принимать обстоятельства такими, как они есть, и не пытаться изменить то, что есть -мы изменяем к этому отношение. Вопрос в том- сохраняем ли мы с такими трудными для себя  и других решениями человеческий облик- можем ли преспокойно также заглядывать на себя в зеркало- что эти руки допустили и не становимся ли мы, внешне и генетически оставаясь людьми, в душе теми же- с хитиновым покровом –одноклеточными, недостойными не то, что гордого названия «человек» но даже позвоночными в душе, для которых чужды понятия совести, сострадания, сочувствия и взаимовыручки. Поэтому это такое тестовое произведение- на лояльность. Такие вещи- от которых тебя коробит. И это все будет тебе в науку, все это будет действенным, спасительным средством, когда ты сам станешь перед дилеммой выборы- нужно еще потрудиться- остаться человечным. Чтобы все происходило в твоей душе уже синхронное. Ты сам как обедненный уран, как тот элемент, который убрали из списка, чтобы не путался под ногами, чтобы не портил собой атмосферу- когда ты другим станешь в тягость. Как цветок, который рано или поздно должен загнуться, потому что его не поливают-потому что забывают или намеренно-ускоряя твой уход на тот свет. Как многие фильмы про пришельцев, которые обрели знакомые тебе тела -взять бы «люди в черном»- или «кладбище домашних животных»- хотя тело ты знаешь кому точно принадлежит -но теперь оно принадлежит другой силе, тебе неведомой и необъяснимой. Все такие воспитанные, деликатные и образованные- а ведут себя как форменные свиньи- на публике они точно- нормальные. Книга  не просто про отношения, а скорее про именно обязательственные отношения со своим близкими. Под чудесным превращением в насекомое стоит просто заменить  понятием «тяжелая болезнь», «неприятная ситуация», «обвинение в преступлении»- как все мигом начинает меняться -люди озабочены сохранить себя, чтобы их самих не вовлекли в ситуацию, как бы самим ничего «не подцепить», изолироваться, абстрагироваться от проблемы-если я ее не вижу в упор или смотрю в другую сторону –то ее нет. Такая ситуация -она тормошит -она показывает степень заботы и осмотрительности, когда люди уж слишком зациклены на себе, чтобы могли дать волю чувствам и заботиться о своих близких. Тот же друг, который почему -то оказался вдруг.


Есть интересная работа режиссера Юлии Соломонофф про андрогинность породы, про ошибку природы, которая называется «последнее лето в Бойте» и вот скажу почему: ведь там происходит такое же превращение мальчика с женскими половыми органами, который созревает как девушка, будучи внешне мальчиком- читай: гермафродит. И как меняется отношение его родителей с запущенным развитием пацаненка- когда невозможно предотвратить развитие и уже остановить-что выросло-то выросло, и отношение к нему ничего не подозревающей маленькой девочки, считающей сорванца своим другом по детским играм- и невозможность продолжения между ними дальнейшего общения, потому что неизбежен вопрос «откуда берутся дети?» и налицо неудобство, стеснение, обида на то, что «не такой, как все». Как отец относится, вернее родители к собственному сыну, когда ввиду своего невежества и необразованности они вовремя не вмешались в ситуацию, и пустили его физиологическое развитие на самотек. Мальчик в фильме самоутверждается- успешно преодолевает конкурс- соревнование- но это все доказательство собственной полноценности, несмотря на данное физическое отличие от других. Так вот фильм и показывает, как люди по -разному относятся к ситуации, и выбирают свое соотношение, причем они больше снисходительны. Молодой человек- полноправный член общества, хоть и «без окаянного отростка».

Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
     Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
    Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
 Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
 Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
 Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
 Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
 Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
 Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
 Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
 Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
 Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
 Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
 Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
 Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
 Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
 Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
 Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
 Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
 Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
 Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
 Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
 Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
 Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
 Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
 Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
 Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
 Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
 Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
 Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
 Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
 Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
 Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
 Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
 Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
 Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
 Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
 Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
 Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
 Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
 Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
 Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
 Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
 Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
 Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
 Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
 Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
 Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
 Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
 Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
 Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
 Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
 Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
 Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
 Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
 Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
 Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
 Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
 Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
 Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
 Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
 Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
 Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
 Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171
 Рецензия на фильм Милый друг. Моветон http://www.proza.ru/2012/04/12/93
 Рецензия на фильм Шпион http://www.proza.ru/2012/04/12/98
 Рецензия на фильм Жутко громко и запредельно близко http://www.proza.ru/2012/04/12/1786
 Рецензия на Отель Мэриголд Лучший из экзотических http://www.proza.ru/2012/04/12/1789
 Рецензия на фильм Титаник. Ностальжи- погружение http://www.proza.ru/2012/04/12/1793
 Рецензия на фильм Упражнения в прекрасном http://www.proza.ru/2012/04/12/2088
 Рецензия на фильм Полторы комнаты - http://www.proza.ru/2012/08/27/2075
 Рецензия на фильм Сибирь. Монамур - http://www.proza.ru/2012/08/27/2027
 Рецензия на фильм Камень -  http://www.proza.ru/2012/08/27/2022
 Рецензия на фильм Че - http://www.proza.ru/2012/08/27/2013
 Рецензия на фильм Диктатор -  http://www.proza.ru/2012/08/27/2008
 Рецензия на фильм Магнолия - http://www.proza.ru/2012/08/27/2003
 Рецензия на фильм 29 пальм - http://www.proza.ru/2012/08/27/1989
 Рецензия на фильм Королевство полной луны. - http://www.proza.ru/2012/08/27/1984
 Рецензия на фильм Дирижер - http://www.proza.ru/2012/08/27/1979
 Рецензия на фильм Стыд -  http://www.proza.ru/2012/08/27/1976
 Рецензия на фильм Райские птицы http://www.proza.ru/2012/08/27/1972