Рецензия на фильм ТойХтоПройшовКр зьВогонь. 2

Алексей Сергиенко 2
Вера, корни.

Во всех украинских фильмах показывается подчеркнутое отношение к православной Вере и здесь нужно было сделать как, к примеру, в фильме «Сибирь. Монамур», где лампадка зажигается даже у нарисованного ребенком фломастером Бога, вместо привычной православной иконы, метафоричности больше в этой незамысловатой –но глубокой сцене. Суповой набор в фильме - набор условных штампов-обязательно нужно упомянуть про притеснение православной веры-про разрушение церквей большевиками, гонения на церковь-на побудительные мотивы сохранить себя и свою семью и передать веру, приобщить, так скажем, к вере своих нащадков. Напрочь нет мелочного показного национализма и это, несомненно, радует, что в нем нет вектора «против кого» вовсе, никакого идеологического крена, который пытались всучить во все современные украинские фильме, имея свой внутренний ориентир и целевую группу, пытаясь угадать или оправдать зрительские ожидания и настроение.

Достоинства и недостатки

Можно списывать все на бутафорских индейцев, на компьютерные вставки игрушечных самолетиков, на новаторские приемы –ты понимаешь, что это все от дефицита бюджета, от нехватки средствов. Тому, что ты любишь и искренне любишь -ты готов и можешь простить многое- и несовпадения и несоответствия и театральность, потому что некоторые сцены, в частности, поставленные «в дворике»- мне больше напоминали постановку «Детей Арбата» с Цыганковым и Чулпан Хаматовой. То, что в фильме кроме Виктора Андриенко, нет больше известных профессиональных актеров несомненное достоинство работы-это придает свежести –восприятие  «не перебивается» их прежними опытами, ролями, амплуа. Мы не отягощены ничем иным в восприятии фильма-что позволяет его воспринимать полноценно.

Но в фильме Ильенко-прямая отсылка к «Фучжоу» -этот знак был нужен. Это показывает линейность, преемственность, взаимную связь, и даже больше-гипертекстуальность работ. Это было бы понятно и без подписи- мы знаем «откуда растут уши».. Отсылка к «фучжоу» это дань великому мастеру за его работы, это далианская связь и повторяемость образов-так задумано-это нити и параллели, которые сшивают все смысловые ряды что можно читать между строк, смотреть между кадров и понимать, о чем идет речь -возможность видеть больше, и чуять, и чувствовать и сопереживать всем любящим сердцем.

«Топорные соотечественники», опереточные негодяи. Типичный «лове тирангл» «любовный треугольник». «Если мой друг влюблен..» как в песне Любэ «уйти в сторону третий должен уйти»- акцент сделан на том, что враг-как часто и почти всегда бывает-собственный земляк-с которым вместе вырос из одного села- но тут «дружба дружбой-служба службой»- и в их отношения приходит что-то личное-любовь к одной женщине. Сцена о том, как «пустоцвет» уговаривает родить сына сильная..но не потрясающая, в ней есть то, что «женщины могут между собой договориться», или «женщины могут понять друг друга как женщины»- но..

У фильма удивительная энергетика, чуткая, пронзительная работа.  Глоток после жажды, выживший росток, который чудом пробился снова, через асфальт  бездуховности, я много прежде выслушал об этой удивительной выношенной, даже выпестованной идее и сценарии, и почему -то рассчитывал, что фильм будет снимать именно Юрий Ильенко, и когда огорчился, когда не стало великого мастера – и я тогда задумался, а ведь где- то есть cценарий, и кто -то обязательно должен довести до ума начатое- поднять знамя, продолжить эстафету, и потому так удивительно  узнал, что работа над фильмом завершается. К слову сказать, я отслеживал потом, читал новости о неудачной премьере в Украине в кинозале, где обрывался звук-где все «обстоятельства были против», и был не полный зал, где зрителей разочаровали, долго говорили высокопарные  слова, и картинные речи, впрочем, обманулись не только организаторы, рассчитывающие на прозрение страждущих, но и сами зрители, которые ждут непременно голливудского чтива-«хлеба и зрелищ.. для всех кривых горбатых,  обязательных земельных процедур» (тот, кто шел на фильм, несомненно, определенно, знал, на что шел, и должен был благодарен за то, что авторы отважились на такую работу). Потом еще была публикация «Украинское поэтическое кино. Младенец умер, не родившись» Короче, полноценного чествования работы и приличной презентации не вышло-поэтому мое мнение о работе было прежде сформировано этой критикой не самой работы, а техническим исполнением -тоже важной составляющей. Мне было неприятно прочесть на одном из форумов-почему все малороссийские сериалы так дурно сняты- я запомнил эту фразу –потому что в современном украинском кино, особенно историческом-всегда сквозит эта подчеркнутая «малороссийскость»-как несущая балка, как часть этой конструкции, невытравливаемая никакой «пропагандой» «малороссийскость». Самоидентификация идет таким путем проб и ошибок –что это начертанное при всем как его тяжело и больно воспринимать имеет право на существование- потому что в нем есть доля правды.

Фильм по -ильенковски и поэтому от него ожидаешь нравственного завета, или хотите-ответа. В наличии смесь украинского с индейским, а не смесь французского  с нижегородским -озвученной одним из классиков. В  чем смысл произведения- в его невыполнимом возвращении на Родину, где его ждет любимая, не в построении личной жизни среди индианок, о жизни на чужбине «як умру, то поховайте»- нет ни нравственного, ни морального завета- в этом фильм незаконченный. Показана жизнь новообращенного индейца без морали, без соли она есть в «Фучжоу» в этом фильме ее нет точно- ни украинской идеи, ничего нужного для крапки над «i». Украинское самосознание пока еще спит -она пока не дает никаких ответов и не загадывает наперед, не дает ни пищи для ума, не покровительствует ни над какими идеями и тенденциями. Все же думаю, что главные посыл в работе состоял  не в том, чтобы показать судьбу эмигранта и его  именно сломанную судьбу, а о том, что украинец меняет мир вокруг себя, имея задатки харизматичного лидера, в полной мере их реализует на чужой земле, и это было основано на том, что индейцы пели украинскую национальную народную песню, акцент авторы переносят на то, что украинцы сами становятся не в орбите, а в эпицентре- вокруг которых вращаются планеты, что они меняют мир вокруг себя-вот где был прицел автора, а получилось нечто иное –мы постоянно ищем счастья в чужом краю, не видя того, что собственная страна в руине и ее нужно строить и поднимать. Поэтому здесь идет речь об успешности, рационализме-которое ничего с поэтикой и украинским поэтическим кино иметь не может-это все равно, что образным языком и народными песнями показывать как нужно любить демократию и доллар. Речь ведь не в том, что украинец «победил» всех индейских баб-да еще целых 11 раз- но это не суть исследования –не соль поскольку самое главное- это трагедия отдельно взятого человека-где разделение с любимой и тоска по Родине –которые вовсе не выражены.

Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
  Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
 Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
 Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
 Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
 Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
 Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
 Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
 Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
 Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
 Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
 Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
 Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
 Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
 Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
 Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
 Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
 Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
 Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
 Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
 Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
 Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
 Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
 Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
 Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
 Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
 Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
 Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
 Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
 Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
 Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
 Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
 Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
 Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
 Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
 Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
 Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
 Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
 Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
 Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
 Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
 Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
 Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
 Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
 Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
 Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
 Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
 Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
 Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
 Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
 Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
 Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
 Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
 Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
 Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
 Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
 Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
 Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
 Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
 Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
 Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
 Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
 Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
 Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171
 Рецензия на фильм Милый друг. Моветон http://www.proza.ru/2012/04/12/93
 Рецензия на фильм Шпион http://www.proza.ru/2012/04/12/98
 Рецензия на фильм Жутко громко и запредельно близко http://www.proza.ru/2012/04/12/1786
 Рецензия на Отель Мэриголд Лучший из экзотических http://www.proza.ru/2012/04/12/1789
 Рецензия на фильм Титаник. Ностальжи- погружение http://www.proza.ru/2012/04/12/1793
 Рецензия на фильм Упражнения в прекрасном http://www.proza.ru/2012/04/12/2088
 Рецензия на фильм Полторы комнаты - http://www.proza.ru/2012/08/27/2075
 Рецензия на фильм Сибирь. Монамур - http://www.proza.ru/2012/08/27/2027
 Рецензия на фильм Камень -  http://www.proza.ru/2012/08/27/2022
 Рецензия на фильм Че - http://www.proza.ru/2012/08/27/2013
 Рецензия на фильм Диктатор -  http://www.proza.ru/2012/08/27/2008
 Рецензия на фильм Магнолия - http://www.proza.ru/2012/08/27/2003
 Рецензия на фильм 29 пальм - http://www.proza.ru/2012/08/27/1989
 Рецензия на фильм Королевство полной луны. - http://www.proza.ru/2012/08/27/1984
 Рецензия на фильм Дирижер - http://www.proza.ru/2012/08/27/1979
 Рецензия на фильм Стыд -  http://www.proza.ru/2012/08/27/1976
 Рецензия на фильм Райские птицы http://www.proza.ru/2012/08/27/1972