Рецензия на фильм Белый тигр

Алексей Сергиенко 2
 Броневой летучий голландец. Мистификация в духе «ведьмы из Блэр».

Ее никто не видит-она не существует-но напряжение растет и на этом предвкушении и саспенсе построено развитие сюжетного плана.

Кино и немцы. Немецкая тема и ноты.

Казалось бы –задача предельно проста. Взять загадочности, сделать ирреальным фантастичный сюжет про чудом выжившего парня с редким уникальным даром регенерации покровов. И сразу отсыл к фильму, в котором играл Тим Рот «молодость без молодости».

Внезапно поражённый молнией Доминик, выздоравливая, молодеет к удивлению румынских врачей во главе с профессором Станчилеску. Узнав об этом феномене, нацисты стремятся завладеть Домиником и провести над ним ряд экспериментов для создания новой человеческой расы. Вот сюжет, где обожженного ударом молнии принуждают сотрудничать фашисты. В нашем же кино чудом уцелевший герой идет на смертный бой. Про чудесное выздоровление показано ярко-как на страдальца махнули рукой- куда его?- в лесок. И это не отношение к людям, не про суровые будни войны, не про равнодушие, черствость и бездушие по отношению к тяжелораненым, врачи ведь тоже практики и реалисты.  Но герой выживает всем смертям назло там, где и медицина бессильна.  Для нас  эти кадры не просто школа мужества и не просто преподанный урок чуда –для нас выживший герой –это Феникс воскресший из пепла- та же воскресшая в пепле сталинградских пожарищ и вновь рожденная страна.

Три танкиста- три веселых друга

Харизма главного героя Верткова–дистанциированность, отвлеченность,  отрешенность  от всех и в то же время четкое понимание как надо бить- как он объясняет Слепову боевую задачу его экипажа. Он не безумец-он более понимает что следует делать с такой боевой задачей чем его вышестоящие отцы-командиры.
Нет спайки -нет дисциплины. Команда мечты «дрим тим» из танковых войск.
Сам воинский коллектив как таковой отсутствует- Берда пьет, Крюк как герой народных анекдотов и правдоподобных военных баек водит баб в танк, в то время как Найденов разговаривает с подбитыми танками.  И я сразу вспомнил Кузьмича на коленях в Саду камней в эпопее «особенности национальной..».  Впечатление от ГГ- гениальность, граничащая с помешательством. На экране резкий и удивительный по своей оригинальности взгляд на великую Священную войну и в ней случающееся и происходящее, как  что -то безумное, и не поддающееся разумному объяснению. Для кого-то и является сверхреальным. С непостижимым упрямством идет к поставленной цели.
Главного героя играл актер Вертков, прежде игравший следователя в «Перемирии» Проскуриной компенсирующего пытками над подозреваемым (задержанным) неэффективной систему российской судебной и правоохранительной  системы.
И что характерно –что сам танкист -то себя самодентифицирует настолько ярко и точно, что оставляет сильное впечатление:  «знаю что русский, знаю что танкист»- и в этом во многом остается безымянным героем. «Неизвестный солдат-он всегда известный…даже самый известный маршал в чем-то неизвестный солдат..»
Когда рассказывает про танкового Бога -это ровно похоже на стеб, рассказанный с каменным лицом. Сказано очень убедительно- что это не оставляет ни тени сомнений. Нужно быть немного чокнутым на войне, чтобы не свихнуться. А не то что, чем чудовищнее ложь-тем проще в нее поверить.
Не боится, не верит в судьбу, что во второй раз может его и не пронесет.

Майор военной контрразведки фронта без аппарата военной контрразведки.
И тут не сколько игра сколько персонаж- во многом нерешительный и осторожный. Сфотографировать получить свидетельства, получить объяснения у солдат. Создается впечатление, что на нашем танкисте паразитируют все –«если такой везучий, то и мы целыми останемся»-делится экипаж. Майор военной контрразведки пересказывает высокому командованию ощущения танкиста без искажения. Все зарабатывают себе «очки».
Я обрадовался вот достойная роль вместо «каменной башки», где он хватает Николая Валуева на боксерские бои.

Военный фейк.

Фейк- подделка, лажа, допак, фальшивка. История- которой не было. Ведь вставив  вымышленные эпизоды в подлинные исторические события-капитуляцию, пленение немецких солдат и офицеров создается впечатление всеобщей достоверности.
Фильм «по мотивам»- значит, можно было не отступать с вольностью  от исходного  текста.

Не привычен ракурс показанной в срезе фантастики войны, что приходится браться за иррациональное, искать объяснения военных неудач и поражений в мистике и суевериях. Но опыт то уже был- вспомним мультик в стиле аниме «Первый отряд» про пионеров- героев.

В нашем сухом остатке от выпаривания «Белого тигра» осталось:
Обожженный с высокой степенью поражения покровов танкист – из Михалковского «Предстояния»,
Обожженный и выживший- из «молодость без молодости» герой Рота,
Мистика из «первого отряда»- со псведонаучными псведодокументальными вставками придать исторической достоверности рассказам лже-экспертов.
Увеличенный эпизод про ВОВ из «счастье мое» Лозницы- в котором также сыграл Вертков.

Новый опыт –не попытка иначе воспринять или осмыслить войну-посмотреть на нее в другой проекции. Не описание хрестоматийных боев и подлинная историческая достоверность, и не пикирующие «30 лет работы режиссера  в архивах (!) про антоновское восстание в Тамбовской области». Так  почему снимают мистику про ВОВ? Почему все режиссеры которые каждое поколение «должно сказать свое слово о войне». Так почему это слово именно такое? Про танкового Бога и про непобедимый немецкий танк, который уходит, сам оставаясь непораженным?

 Сцена разговора Гитлера с невидимым собеседником- больше напомнило мне многозначительную сцену сжигания в пепельнице документов о заключенных в «новой земле»-где музыка звучала на фоне картины Питера Брейгеля старшего.

Скорее так можно прокомментировать свою работу, что как Ларс фон Триер- я никому не должен рассказывать в чем мессадж, я не комментирую свои работы. Каждый пусть возьмет себе сам по своему разумению. Вот нестандартный ход. Сразу вспоминаются мистические работы Шахназарова и неподражаемая роль Янковского В фильме «цареубийца» и «Город Зеро» и «сны» с Олегом Басилашвили . Автор себе не изменяет. Просто после предельно четких и ясных работ, без двойного дна, как «палата номер шесть» и «исчезнувшей империи»- смотреть «такого» Шахназарова непривычно.

Пассы

Было такое чувство что фильм сшит «сокуровскими нитками»-признавая художественное видение, известную самостоятельность и самодостаточность, оригинальное решение многих вопросов фильма. Все же оставляло беспокойство именно сокуровские нитки- это в музыке Вагнера, которая была использована в фильме. Это и плавность и неторопливость поставленных сцен. Впечатление как от рассказываемых притч -финальная сцена с рассуждениями Гитлера-особняком. Сцены подписания акта о безоговорочной капитуляции и сцены прохода пленного войска и сцены поедания мороженой клубники со сливками у признавших себя пораженными высших офицеров вермахта напомнили «русский ковчег» Сокурова, который показывал миниатюрные сцены прошлого времени, освещая важнейшие события либо эпизоды, ярко изображавшие показанных им героев-персонажей, которые в освещенные мгновения давали о себе больше понять как о личности, чем скупые биографии и мемуары и описания и свидетельства современников.

Оставшийся непобежденным странный немецкий танк

Как пел Высоцкий в «Игре»

Видно, ему стало не до фишек -
И хваленый пресловутый Фишер
Тут же согласился на ничью.

Реализует полностью свою ненависть -только он «хваленый Фишер ( в виде «белого тигра») мигом согласился на ничью». Белый тигр отступает. Теперь идут только советские танки.

Леденящее чувство дальнейшего ожидания.

Когда Ступка наставляет Евланова в конце фильма «свои»-как чего-Родину защищать?!
И сцена в простывшем следе от уехавшего танка Найденова показывает его «с войны не вернувшимся», в вечном строю, неизвестным солдатом, который где-то на рубеже. Где –то за нас, где –то охраняет мирный сон. Вот такое было впечатление.

Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171
Рецензия на фильм Милый друг. Моветон http://www.proza.ru/2012/04/12/93
Рецензия на фильм Шпион http://www.proza.ru/2012/04/12/98
Рецензия на фильм Жутко громко и запредельно близко http://www.proza.ru/2012/04/12/1786
Рецензия на Отель Мэриголд Лучший из экзотических http://www.proza.ru/2012/04/12/1789
Рецензия на фильм Титаник. Ностальжи- погружение http://www.proza.ru/2012/04/12/1793
Рецензия на фильм Упражнения в прекрасном http://www.proza.ru/2012/04/12/2088