Узбекское внешнеполитическое ведомство,

Алишер Таксанов: литературный дневник

МОЖЕТ, И НЕ ВРЕТ, НО И ПРАВДУ НЕ ГОВОРИТ


Официальная узбекская пресса сообщила населению республики о том, что министр иностранных дел Эльяр Ганиев, являющийся по совместительству полковником СНБ, дал 2 июня брифинг для зарубежных журналистов и представителей дипломатического корпуса. Сами понимаете, что независимых журналистов на эту клоунаду не пустили: в Дом приемов МИДа многим инакомыслящим товарищам и тем более неаккредитованным путь заказан.


Информация, которая была предоставлена министром, вызвала больше вопросов, чем пояснений. Сразу бросилось в глаза, как носитель погон и смокинга Э.Ганиев хотел обвинить неподконтрольные силовым структурам средства массовой информации в предвзятости и искажении «правды» о событиях в Андижане. При этом он скрывает, что журналистов не допускали к этому городу, когда там шла стрельба, а те, кто вел репортажи, были задержаны и допрошены чуть ли не как соучастники преступлений. Известный рассказчик сказок Ислам Каримов пытался полить бальзам на сердца журналистов, мол, мы вас любим и уважаем, боимся за ваши жизни, никакое государств не рискует жизнями представителей СМИ.


Понятно, что президент никогда не дорожит жизнями не только журналистов, но и простых людей, раз дает приказы стрелять. А рисковать и добывать информацию – это право и обязанность любого человека, считающего себя журналистом. Ведь в «горячие точки» наравне с солдатами идут и хроникеры событий – журналисты. Так было во время Великой отечественной войны, военных операций на Балканах, Ближнем Востоке, Центральной Азии, и никто не пытался оградить журналистов от освещения всего того, что там происходит. Хотя, конечно, попытки цензуры осуществлялись.


Ислам Каримов лукавит, пытаясь представить себя радетелем журналистики. В большей степени он озабочен тем, что репортеры увидели совсем не то, что хотелось бы официальной пропаганде, и сообщили об этом всему миру. Поэтому и понятны последние нападки официоза на те материалы, которые появились за рубежом и представляющие все в ином свете, чем утверждено для публикации указом президента.


Нынешний режим не терпит плюрализма, все считает искажением фактов, стремлением навязать узбекскому народу чужую волю, экспортом революций разного колера и т.д., то есть использует обычный набор приемов, которым всегда блистали авторитарные власти во все времена и континентов. Даже макулатуру выпустили с пафосным названием «Узбекский народ никогда и ни от кого не будет зависеть», смысл которого неясен и туманен. Непонятно, почему народ смешивают с режимом? – ведь это совершенно разные составляющие государства. Хотелось бы знать, а какой народ хочет от кого-то зависеть? Впрочем, этот бред вряд ли кем-то будет принят во внимание, за исключением некоторых иностранных аналитиков-журналистов из Индии, России, Китая, а также наших из УзА.


Однако, не будем отвлекаться. Э.Ганиев выразил недоумение, мол, представителей Международного Комитета Красного Креста мы уважаем и всегда открываем им двери, куда они хотят пройти, почему о них врут в Интернете? Мне же пришлось побеседовать с одним из сотрудников этой уважаемой структуры (имя его в целях безопасности не привожу), и он предоставил совершенно иную информацию, заявив, что было сложно им не только проехать в Андижан, но и работать там. Может, министр имел ввиду совсем иную организацию, например, защиты насекомых или профсоюз дипломатов?


Кстати, мне также известно, что МИД совместно с Министерством обороны отказали МККК работать в приграничных с Таджикистаном и Кыргызстаном районах, нашпигованных противопехотными минами. Именно там отмечаются случаи подрыва гражданских лиц. Узбекские органы власти и управления посчитали, что это - мелочь пузатая, босяки-крестьяне, сами виноваты, и нечего там проводить разъяснительные мероприятия с населением, отвлекаться от более важных проблем. Например, доставки из-за рубежа бесплатной гуманитарной помощи, которую затем обычно продают в больницах и аптеках.


Говоря о блокировании информации во Всемирной киберпаутине, Э,Ганиев называет это выдумками. «Сегодня нет возможности для ограничения доступа к Интернету», - заявляет он. И я, веря ему, иду в ближайшее Интернет-кафе и не могу открыть сайты «ЦентрАзия», «ОзодОвоз», «Фергану», «ЭркинЮрт», «Арену». Не пойму, может, министр говорит о совершенно другом Интернете, параллельном? Или у него лично нет никаких проблем с доступом, поскольку для СНБ нет никаких преград, а он по наивности переносит эти условия на все население?


Более того, я стал свидетелем, как перехватывают письма, которые отправляются через узбекских провайдеров, и как чекисты пытаются проникнуть в базу данных компьютера, подключенного к Интернету. Но полковник-дипломат продолжает настаивать на своем: «В век современных информационных технологий, по меньшей мере, наивно утверждать о каком-либо блокировании сети Интернет». Такое ощущение, что мы про Ивана, а нам – про болвана…


Э.Ганиев обратил внимание на заявление российского коллеги Сергея Лаврова, мол, у Москвы есть информация о причастности к андижанским событиям чеченских сепаратистов и террористов из ИДУ. Помню, помню такого дипломата, который заявлял недавно, что парламентские выборы в Узбекистане прошли в нормах права и законности. Я, который видел явные недостатки в декабре 2004 года, теперь должен верить тому, что болтает российский министр? Если человек врет в одном, то не стоит верить ему в другом.


Впрочем, поддержка России нынешнему Ташкенту весьма очевидна: нужно создать фронт западной «интервенции», натиску демократических процессов, которые не устраивают авторитарные государства бывшего СССР, а также начавшейся тенденции либеральных революций. И союз тиранов вряд ли долго продержится, так как клеится он на соплях президентов, а не на объективных интересах народов.


И придет время, когда история по достоинству оценит всех приспешников нынешнего режима, которые стараются обелить власть диктатора. А может, и даже правосудие кое-кого достанет. Будем надеятся…
(10.06.2005)



Другие статьи в литературном дневнике: