Пластик вместо денег

Алишер Таксанов: литературный дневник

Что мешает внедрению пластиковых карточек в повседневную жизнь узбекистанцев?
Электронные средства расчетов, пластиковые карточки, кредитки – так называют систему расчетов потребителей за приобретенные товары и услуги посредством безналичных купюр, эмиссированных банками. Она пользуется успехом во многих странах мира, особенно промышленно-развитых, там, где информатизация общества достигла значительных объемов. Через Интернет можно заказать тот или иной товар, услугу, забронировать номер в гостинице, купить билет на самолет и произвести оплату. В России даже можно отчитаться перед налоговыми службами за доходы.


Определенные шаги принимаются и в Узбекистане. Развивается сеть Интернета, электронной почты, в первом чтении принят законопроект об электронной коммерции и электронной подписи. Внедряется в практику использование кредитных карточек, по которым можно расплачиваться в ряде супермаркетов г.Ташкента, метрополитене, обналичивать в банкоматах. Безусловно, выгода от этого очевидна для государства: уменьшаются расходы на эмиссию и замену устаревших, изношенных купюр, содержание деньгохранилищ, охраны, инкассации, сводиться на нет фальшивомонетчество, все финансовые потоки попадают под контроль и др.


Между тем, это пока не приносит своих результатов. В чем же причина? Постараемся коротко осветить проблему.
Во-первых, существует чисто психологическая проблема. Население привыкло видеть осязаемые купюры, а не их заменяющий пластик. Когда в руках определенное число денежных банкнот, то люди чувствуют себя более увереннее. Кредитка, в котором выбиты невидимые нули и единицы, ничего не говорит его владельцу.
Вторая составляющая проблемы – это боязнь большинства населения работать с компьютерами и электронными средствами. Не секрет, что компьютерная грамотность пока не охватила всех, и люди бояться использовать электронные машины, потому что не знают, как эта штучка выполняет операции и может облегчить им финансовые расчеты. А с другой стороны, они просто и не хотят этого знать. Для них чем проще – тем лучше.


Во-вторых, население в основном приобретает товары не в магазинах, а на открытых рынках. Обратимся к статистике: на вещевые, смешанные и продовольственные рынки приходится более 70% всего товарооборота. Кстати, по данным за 2002 год наиболее высокими темпами развивалась торговля на дехканских рынках - 123,8%. Согласитесь, трудно поставить у каждого продавца картошки и лука, лепешки и яблок аппарат электронных расчетов.


В-третьих, если даже начать внедрение с торговых стационарных предприятий (магазинов, оптовых баз), то и здесь появятся формы противодействия. Всем известно, что 10-30% доходов утаивается от официального учета. Эти деньги идут не только на личное потребление, но и приобретение так называемых услуг «крыши», на взятки, оплату работ, за которые некоторые незарегистрированные рабочие, служащие получают только наличными и многое др. Использование электронных систем расчетов не позволит бизнесменам откладывать часть прибыли на оплату неофициального сектора. Вполне возможно, что востребованными станут спецы, которые начнут подделывать карточки (такое уже давно существует на Западе), или хакеры, ломающие банковские системы. Стоит вспомнить, что в Узбекистане существует практика измены фискальной памяти кассовых машин, из-за чего даже вышло правительственное решение о наказании в 300- и 500-кратном размере от минимальной заработной платы.


Коррупция и теневая экономика будут всеми возможными способами сабботировать внедрение пластиковых карточек. Может случиться и такое, что оплата будет происходить в иностранной валюте, что, впрочем, и делается при купле-продаже квартир, автомобилей, дипломов, званий и рангов.


В-четвертых, в Узбекистане пластиковые карточки не позволяют производить расчеты повсеместно и в любое время суток. Если к вам ночью вломиться соседка и предложит срочно приобрести костюм по бросовой цене, то как оплатить товар кредиткой? Банкоматы установлены далеко не везде, чаще всего в охраняемых банках, которые ночью – увы! – не работают. Более того, по свидетельству владельцев самих пластиковых карточек, невозможно обналичить средства, потому что в банкоматах просто нет наличности.
«Нас перевели на электронную форму расчетов за труд, - сказала сотрудница одного из экономических изданий, - выдали каждому карточку. Но толку никакого – денег нет. Бухгалтерия собирает у нас карточки, едет в банк, привозит деньги и банковского кассира, а потом при нас через карточки делают расчеты и выдают деньги. Какой толк от внедрения кредитки? В обычном режиме усилий было бы меньше и эффективнее. Впрочем, может это временные проблемы?»


Как бы там не было, но вышеуказанные факторы пока не будут способствовать массовому вхождению населения в «колхозы электронного расчета».
(18.01.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: