Жизнь в Узбекистане жестянка.

Алишер Таксанов: литературный дневник

А НУ ЕЕ В БОЛОТО


4.03.2006. Песня водяного из популярного мультфильма про летучий корабль как нельзя лучше отражает сегодняшний день в государстве с великим будущим. Неизвестно, когда оно наступит, это великое будущее, и будет ли оно вообще для миллионов людей (для некоторых семеек, правда, уже наступило). Но великая нищета уже властвует на пространстве в 447,4 тыс. кв. км. Далеко за фактами ходить не надо, достаточно оглядеться и увидеть тысячи бомжей и попрошаек, проституток на Катартале, бедноты из глухих поселков, которых только материальная нужда заставляет покидать насиженные места. Сотни коммунальных учреждений выдадут списки жителей, задолженность которых перевалила за миллионы сумов…


Как-то мне в руки попался статистический сборник «Народное хозяйство Узбекской ССР, 1990», и там я узрел интересные цифры в графе «Оценка существующего материального положения семьи». Оказывается, еще 16 лет назад лишь 27,2% опрошенных узбекистанцев говорили, что денег едва хватает от заработной платы до следующей получки, 43,4% - денег хватает на самое необходимое, 23,2% - денег в основном хватает, 4,7% - денег хватает почти на все и 0,2% - денег хватает на все. В тоже время в 2001 году доход человека составлял лишь 17% от уровня 1989 года, значит, раньше мы жили лучше?


Ныне в Узбекистане также 0,2% опрошенных могут сказать, что им денег хватает на все, а сколько заявит, что денег им ни на что не хватает – так это считать устанете. Как бы там ни было, однако в период «перестройки» людям имеющийся доход позволял сносно жить. Хотя, если быть объективным, сейчас мы практически существуем, а не живем. Вот, например, возьмем семью моего товарища, состоящую из четырех человек. В пересчете на иностранную валюту он получает 40 долларов, супруга - 25 долларов в месяц, дети – школьники. На коммунальные услуги уходит вся заработная плата супруги, на еду – вся зарплата главы семейства. О покупке новой одежды и обуви, поездках за город, потребление культурных продуктов (поход в театр, кино, дискотеки) речи не идет. Семья страшно боится, если кто-то заболеет, ибо тогда не откуда будет брать деньги на лечение. Про праздники давно забыли. А ведь взрослые имеют высшее образование, работают они не покладая рук, при этом не воруют и не мошенничают. Работа у них хотя и не престижная (не МИД, не прокуратура, не ментовская), но нужная обществу.


При этом слушать речи главы государства о том, что благосостояние жителей Узбекистана растет – это, значит, плевать в души людей, издеваться над ними. Особенно это ярко проявляется при декларировании каждого года каким-либо лозунгом: год семьи, год женщины, год милосердия… Какое, к черту, милосердие, когда давят со всех сторон! Какая семья – уточните! Или речь идет о той, которую содержит Ислам Кармов, покупая дочкам сотовые компании, цементные заводы, ювелирные изделия и должности в посольстве.


«Нам вовремя зарплату не дают, - жалуется мой товарищ, - а при этом я вижу, как президент летает с оравой нахлебников за границу, одевается с иголочки, каждый день он в сопровождении бандитской охраны едет на работу. Автоматы так и торчат в стороны, шевельнешься – пристрелят. Видно, как страшно боится Ислам Каримов простых людей, это вам не сенаторы-подлизы, они могут заставить отвечать за слова, которые льются им с лапшой из телеэкранов. Практически глава государства общается с нами через «ящик». В живую рисковать не хочет».


Но пока остановлюсь в обсуждении достоинств главы государства. Просмотрим, какие другие данные дает статсборник 16-ти летней давности. Итак, при оценке материального положения семьи через 1-2 года 57,2% заявили, что - вероятно ухудшиться, 8,7% - не изменится, 5,6% - вероятно улучшится, 28,1% - затруднились ответить. Прошло полтора десятка годиков, и что в итоге? Получается так, что 2/3 опрошенных правы?


Официальные эксперты, особенно из центра «Ижтимоий фикр» утверждают, что граждане Узбекистана довольны ходом, направлением и результатом экономических реформ. Странно, что я, мои друзья, родственники, семья товарища, никто не попали в этот опросник, ибо мы выразили совершенно противоположное мнение. А что далеко ходить, давайте зайдем в трамвай, автобус, метро и начнем спрашивать людей, как им живется, довольны ли они тем, что происходит в экономике и обществе республики? Как вы думаете, какие будут ответы?..


Может, эксперты вышеприведенного социологического центра опрашивают сидящих в «Мерсах» или «Нексиях», тех, кто увешан золотыми цепями и крутит в пальцах сотовый телефон? Или тех, кто работает в МИДе, МВЭС, МВД, Прокуратуре, СНБ, Таможенной и Налоговой службах и других доходных учреждениях? Не думаю, что врачи и учителя дадут высокую оценку реформам. Уверен, что и предприниматели не будут выражать восторг.


Парадоксально другое: общество все равно существует в относительной стабильности, хотя условия показывают «перегрев». Почему? Потому что наша деформированная и изуродованная политическая система создала определенный морально-нравственный климат: люди критикуют, ругаются, но на баррикады не полезут. Потому что они привыкли получать нелегальные доходы из сложившейся ситуации, и это всех устраивает, потому что в великое будущее и справедливость они не верят.


Учителя за оценки берут взятки, менты – за прописку, таможенники – за контрабанду, следователи – за то что закрывают «дело», налоговики – за уклонение от налогов, хокимият – за регистрацию, банк – за обналичку. Список можно продолжить, а фактом моей правоты могут служить хоромы чиновников, которые вряд ли воздвигнешь за заработную плату. Вот, к примеру, на суде Санджара Умарова свидетели признавались, что брали взятки, но их за это не порицали, потому что брать взятки в Узбекистане – естественно и правильно, ибо все так делают. А один даже говорил, мол, это – нетрудовое вознаграждение, с которых он прокуратуре высчитал налоги. Я, к слову, понимаю, что когда врач, сделав операцию, берет «сверху» или свою «доляну» получает частный предприниматель-снабженец за поставку дефицитного товара, то это могут быть «нетрудовые доходы». Но вот чиновник – представитель государственной власти - может иметь их только в форме взятки – и не иначе, ибо он злоупотребляет служебным положением, а это есть элементарная коррупция. Ох, простите, в Узбекистане нет закона о борьбе с коррупцией, а значит, этого негативного явления.


Но ведь судят ныне тех, кто понимает, что такая система рано или поздно рухнет, и последующий катаклизм приобретет такие масштабы, что мало не покажется не только узбекистанцам, но и Центральной Азии с Россией в придачу (которые всячески поддерживают режим Ислама Каримова). И к этому подтолкнут не «цветные революционеры», не неправительственные организации и «загнивающий» Запад, а курс, по которому «человек, определивший эпоху», ведет к великому будущему свой народ. Потому что только бездарный правитель может игнорировать естественные исторические процессы, экономические законы и социальные устои. Подстраивая систему под личность, мы, в свою очередь, стагнируем.


Но при этом все больше хотим порядка и справедливости. Но когда одна личность могла привести страну к порядку и справедливости? К тирании, диктатуре – да. Но к закону, демократии – нет. Назначая «сильную личность», мы почему-то затем снимаем с себя ответственность, свои гражданские обязанности и ждем, когда правитель за нас решит все. И утверждаем: «Как же так? Мы же избрали его президентом! Почему нам не стало лучше жить? Почему он нас не слышит и не слушает?»


История в который раз утверждает, что каждый народ заслуживает того правителя, которого имеет. Мы – политически инфантильная нация, трусы и подлецы, не хотим брать на себя ответственность за свою судьбу, судьбу страны, и нами правят жалкие личности. И поэтому живем как в болоте, и наша жизнь – жестянка!
На фото: эта старушка у входа в Ташкентский метрополитен лучше всего демонстрирует, куда идет государство с великим будущим.



Другие статьи в литературном дневнике: