Обдираловка по полной программе

Алишер Таксанов: литературный дневник

В Узбекистане дошкольные и школьные учреждения вынуждают родителей оказывать «спонсорскую» поддержку



Слушая речь главы государства Ислама Каримова на различных совещаниях и встречах о том, как прекрасно в независимой республике людям, особенно молодежи, невольно начинаешь задумываться: или я сплю и это сладкие грезы, или Ислам Абдуганиевич управляет другим Узбекистаном, или речь идет просто о великом будущем, которого мы, к сожалению, пока не достигли, но контуры которого очерчены книгой президента еще в 1992 году.


Потому что о молодежи государство заботиться настолько же, насколько телевизор может заботиться об инфузории-туфельке в Антарктиде. Потому что у правительства не хватает денег на систему народного образования, ведь нужно построить чиновникам красивые здания со всеми удобствами для работы, предоставить им автомобили и охрану и многое другое, без чего начальники и другие бюрократы просто не могут функционировать. Обязательно нужно провести праздник Независимости на площади Мустакиллик в Ташкенте, и вбухать на это огромные деньги на радость единственного зрителя. Деньги, естественно, собранные с налогоплательщиков и, якобы, перечисленные безвозмездно бизнес-структурами. Нужно ведь содержать милицию, которая перекрывает дороги за час до проезда царя-батюшки из дома на работу, платить стрелкам, которые ходят с автоматами по улицам и пугают прохожих. Необходимо издавать книги главы государства, чтобы их учили те, кто по утрам ничего не ест и спит в холодной квартире. На эти первоочередные дела у власти средств хватает, и тратиться на это – не будем душой кривить – значительные суммы.


А все что остается в бюджете, можно распределить низшим работникам – всяким там учителям, воспитателям. Безусловно, тех жалких крох, что им попадает, явно недостаточно для жизни и тем более для работы. Поэтому начинается поиск «инвесторов», в лице которых зачастую выступают родители – такие же учителя, инженеры, пекари, уборщики. Это болезнь не только столицы, но и всего Узбекистана. Но самое страшное, это превращает воспитателей и учителей в вымогателей по неволе, они в наших глазах выглядят стяжателями, теми, кто продает оценки, берет взятки и незаслуженно продвигает бездельников, оставляя за кормой таланты. Такие люди, кроме презрения, ничего не вызывают. Другое дело, что в большей степени это вызвано общей социально-экономической обстановкой в Узбекистане.


Возьмем, к примеру, детские сады. Какие там поборы идут – знают те, кто водит туда своих чад. Кроме обязательной легальной платы, есть и другие, не менее обязательных, но они как-то официально нигде не фиксируются: на ремонт, на ковры и паласы, на игрушки, на посуду, на подарки к Дням учителя, Конституции, Нового года, Навруза, независимости, рождения самих воспитателей, музработников и заведующих – и все это обходится в копеечку! Сказать, что такая спонсорская помощь идет от сердца – лучше не врать, потому что у самих людей едва хватает денег на житье (а многие ведь месяцами ждут свою зарплату). Потом еще одёт обдираловка в натуральном выражении: мыло, стиральный порошок, туалетная бумага, полотенце, краски, тетради, ручки, карандаши и многое другое. Правда, потом дети признаются, что этого они не видят. Например, моя дочь жалуется, что туалетную бумагу ей не дают, мыло тоже, игрушки все сломанные (причем, со времен царя Гороха). Более того, ее полотенца в шкафчике не оказалось, и воспитатели не знают, куда она делась. Зато красиво и с честным выражением лица врать, мол, все есть, мы ухаживаем за вашими детишками – это они умеют.


Обдираловка на этом не заканчивается. Предлагаются в группе различные кружки: танцев, иностранного языка, рисования и еще черт знает чего. Причем, воспитатели заявляют, мол, нужно, чтобы все дети ходили на эти мероприятия, а то нельзя их разделять - на тех, кто занимается, и тех, кто это игнорирует. То есть заранее ставят людей в такое положение: где хочешь, а деньги на это достань! Никого не интересует: откуда на это люди изыщут средства? Между тем известно, что толка от этих кружков настолько мало, что он даже не вырисовывается в цифру «ноль». Чтобы выучить английский язык, нужна языковая среда: то есть носителями языка были и сами воспитатели, и няни, и заведующая, и по телевизору крутили мультяшки на английском. А не выделять на это два урока в неделю по одному часу. В ином случае дети все забывают. И деньги выброшены на ветер.


Хотелось бы затронуть еще одну проблему детсадов. Средств не хватает на обычное питание. Моя дочь приходит постоянно голодная, рассказывает, что на полдник им дают холодное молоко или чай с хлебушком. Бывает и печенье, которое (мне дали кусочек попробовать) невозможно есть – оно похоже на высохший пластилин. О завтраке и обеде говорить даже не хочется. И чтобы улучшить питание вновь предлагают скидываться, чтобы закупать йогурты…


Такая же заварушка в учреждениях, которые раньше назывались «домами пионеров». Пионеров сейчас нет, дома кое-как сохранились, а вот с кружками проблемы. Опять на все нужны деньги. Понятно, что нужно платить, мол, рынок сейчас. Но почему за ремонт здания? За охрану? Тогда на чьем балансе они? Куда идут деньги из бюджета? Я готов платить за учебу ребенка в кружке, скажем, бальных танцев, но учитывая размеры моего кошелька.


Понимаю, что плата, которая вносится родителями за детей, не отражает реальных затрат на работу садов и кружков. Но тогда, может, самим людям дать возможность распределять налоги, которые ими выплачиваются государству. Я, например, плачу немалую сумму в госказну и, если бы от меня зависело, дал бы больше больницам, садам и школам, чем построить хокиму города шикарный дом и закупить ему служебную машину, чем содержать милиционера, который вымогает деньги у бедного старичка за отсутствие регистрации. Может, чем проводить пышные праздники независимости, лучше потратить эти деньги на детей? Пускай они вырастут, подымут экономику и лишь тогда будут отмечать то, что мы считаем святым.
(8.09.2003)



Другие статьи в литературном дневнике: