Допалата за тетрадки.

Алишер Таксанов: литературный дневник

ПЛОХ ТОТ УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ НЕ ХОЧЕТ СТАТЬ МИНИСТРОМ ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА


Слезы умиления и восхищения выступили у Александры Ивановны, моей соседки, когда она прочитала сообщение в газете, что с 1 сентября 2004 года повышается заработная плата учителей средних общеобразовательных учреждений с 5% до 20% по Единой тарифной сетке оплаты труда. Она зацеловала газету до дыр и благодарила свет, который преподнес стране такого великого Учителя жизни и прогресса, как Ислам Абдуганиевич Каримов - да продлит Аллах его жизнь.


- Не думала, не гадала я, что президент обратит свое внимание на таких букашек, как учителя, - ворковала она. - Даже в праздник Дня учителя я чувствовала себя обделенной правительственной заботой. А теперь - хрясь! - увеличили зарплату. Значит, есть правда на свете, вспомнили о тех, кто открывает дорогу в жизнь молодому поколению. Теперь на эти деньги можно и на Канары слетать, и еще куда-нибудь поближе… Если все доплаты соберу, конечно, на это за 20 лет жизни.


Только бы не остановилось бы на этом все хорошие задумки, добавляет Александра Ивановна. Ведь наверху сочиняют хорошие дела, а внизу все портят. Например, вовремя не выплачивают зарплату. Или платят бутылками водки. Или на хлопок отправляют вместе с подопечными школьниками, наверное, чтобы проверить их, как космонавтов, на прочность, а там за это доплаты не полагается. Измываются, как хотят в местных органах власти и управления. Но это делают бюрократы, те, кто хочет затормозить реформы в системе образования. А Ислам Каримов - это человек, определяющие эпохи, периоды и эры, он думает о каждом в отдельности и обо всех сразу. Вот и об учителях позаботился. Это заметно сразу по президентскому указу.


Если учитель становится главой класса, то ему государство подкидывает 50-100% к минимальной заработной плате (это 3,5-6,5 баксов). Больше всего поразило то, что за проверенные тетрадки наличка достигает 30-50% от минимальной зарплаты (2-3,5 бакса). В общем, крутая сумма набегает учителям, даже завидно становится. Может, после этого они меньше будут требовать нелегальные доплаты за "пятерку" по предмету, за краски, веник, лампочки, мел, книги и всего того, чего не хватает денег у школы, но на которые почему-то исправно опускаются средства с государственного бюджета.


Уже стали поступать предложения от некоторых товарищей из районо, чтобы учителям музыки доплачивали за семь нот, и чем больше они будут звучать, тем доплата доплатнее. Учителя физкультуры решили, что им следует доплачивать за количество проколотых футбольных мячей, порванных баскетбольных сеток и сломанных рук-ног учеников (от чрезмерного усердия и старания). Учителя труда захотели надбавку за число установленных токарно-фрезерных станков или швейных машинок, а также числа выпущенной детским трудом продукции. Те, кто преподает иностранные языки, осмелились заявить о деньгах, равную количеству слов, выучиваемых школьниками. Не буду говорить о предложениях со стороны химичек, биологичек, математичек, филологичек и прочих…


Говорят, что сам министр народного образования попросил у президента поднять ему зарплату за число подписанных приказов и распоряжений по своему ведомству, а также прочитанные доносы, справки, аналитические материалы, проекты договоров и так далее. Все очевидным становится прогресс в системе просвещения Узбекистана, даже Африке завидно. Весьма своевременной выглядит пословица: плох тот учитель, который не мечтает стать министром. Ведь доплаты у того - ой-ой-ой...
(14-07-2004)



Другие статьи в литературном дневнике: