Событие, которого не было,

Алишер Таксанов: литературный дневник

ИЛИ АНТИНОВОСТЬ ОТ «НОВОСТЕЙ УЗБЕКИСТАНА»
Официоз-газета «Новости Узбекистана», издающаяся в Ташкенте, порадовала читателей событием, которое произошло, вероятнее всего, в фантазиях редакции. Так, в номере от 19 августа 2005 года (№ 33) сообщается о состоявшемся уже в 11-й раз Международной туристской ярмарке ТМТЯ-2005.


Автор заметки «Ярмарка собирает гостей» К.Александров подчеркнул, что организатором такого грандиозного мероприятия стали Национальная компания «Узбектуризм» и Рекламное агентство «Великий Шелковый путь». «В ходе экспозиции был представлен туристический потенциал Узбекистана с его богатейшим природным и культурным наследием, огромным туристским потенциалом, - отмечается в газете. – Выставка дала возможность участникам и посетителям установить новые деловые связи и заключить выгодные контракты с туристическими организациями, наладить новые деловые отношения для притока туристов».


Статья вызвала некоторое замешательство среди туроператоров, поскольку они были извещены лишь о том, что ярмарка планируется на 29 сентября и что заявки принимаются вплоть до начала осени. «Не понимаю, почему организаторы вдруг сместили даты, причем выбрали не самое лучшее время, - говорит в интервью руководитель одной ташкентской турфирмы. – Сезон приема и отправки международных туристов продолжается, большой спрос на отдых со стороны внутренних туристов, то есть национальных граждан, желающих попутешествовать по Узбекистану. И сейчас многие компании заняты организацией туров и обслуживанием. И, согласитесь, проводить в это время ярмарку нелогично, ведь это отвлекает от производства определенные ресурсы».


Действительно, большинство международных и региональных выставок и ярмарок, связанных с туризмом, проходят в период несезона, то есть когда формируются новые заказы, определяется спрос на тот или иной продукт, выявляются предпочтения, завязываются новые контакты с поставщиками услуг. Обычно это - конец осени, зима и начало весны, хотя, конечно, для некоторых стран туристский сезон проходит именно осенью-зимой-весной (например, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Африка). Но это не относится к Центральной Азии, где природно-климатические условия развиваются по иному сценарию.


Удивительно то, что в самой Национальной компании сообщение о ярмарке восприняли с удивлением, хотя, со слов автора, именно «Узбектуризм» сообщил, что «в нынешнем году выставку посетили более 10000 участников, в том числе профессионалы в области туризма со всего мира – это представители министерств туризма, национальных туристических администраций, туристских центров, и ассоциаций и компаний».


Такой объем посетителей трудно скрыть, но почему-то иные издания республики, которые любят описывать помпезные мероприятия, между тем ни словечком не обмолвились об этом событии. Впрочем, чему удивляться? Ведь ТМТЯ – это полуживая выставка того, что есть в Узбекистане лишь на бумаге, в реальности туристская сфера развивается весьма сложно и с большими напрягами. Дело не только в том, что постоянно «Узбектуризмом» и другими ведомствами принимаются противоречивые нормативно-правовые акты, которые будоражат всю отрасль, но и в том, что на турфирмы смотрят как на дойных коров, особенно со стороны карательно-репрессивных структур. Вот, скажем, ни старый руководитель Национальной компании, ни новый не сообщил, каков объем поступлений в Фонд развития туризма от туристских сборов и на какие нужды были истрачены эти средства. До сих пор никто не заявил о точных данных по количеству прибывающих туристов, действующих турфирм, вкладе отрасли в национальную экономику, числе сертифицированных продуктов, процедурах проведения стандартов к объектам и услугам туризма и т.д. Складывается впечатление, что:
- это государственная тайна;
- или чиновники «Узбектуризма» просто не владеют информацией.


Тогда стоит вопрос: а зачем нужна эта государственно-коммерческая структура, выполняющая функции правительства и занимающаяся бизнесом? К чему ярмарка, которая пускает пыль в глаза узбекским и иностранным гражданам? Прошлый форум, который организовало только что «вылупившееся из яйца» рекламное агентство, показал блеклость национального туризма. Это был полный позор, а не торжество успехов индустрии гостеприимства. Все меньше покупателей и самих продавцов. Вспомним, что в 1995 году число участников было во много раз больше. А 10 тыс. посетителей (если такой объем и зафиксирован) – это на 9/10 зеваки и посторонние люди, не имеющие никакого отношения к туризму.


Обычно мы привыкли хвалиться, мол, узбеки – самый гостеприимный народ. Но ведь это следует спрашивать у гостей. Например, те, кто сталкивался с таможней, милицией, пограничниками, вряд ли отметят дружелюбие этих органов власти. И туристы, к нашему удивлению, почему-то начинают выбирать другие направления. А Узбекистан теряет валюту, рабочие места, инвестиции, падает политический престиж…


Так осталось за бортом понимание: ТМТЯ-2005 – свершившийся факт или газетная утка от «Новостей Узбекистана»? Или в редакции прошла своя карманно-настольная ярмарка, посвященная увядающей отрасли страны.
(25.08.2005)



Другие статьи в литературном дневнике: