Коррупция - это естественный атрибут

Алишер Таксанов: литературный дневник

ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЗБЕКИСТАНА


Нынешняя коррупция и теневая экономика в Узбекистане не возникли сами собой ни из чего. Их корни - в прошлых временах республики, поскольку современная экономическая система и политические руководители пришли из социалистического строя, привнося с собой так называемые "пережитки". Изменились геополитические и геоэкономические условия, возникли новые тенденции, однако этими процессами управляют люди, которые воспитывались коммунистами. Они тогда и сейчас руководят старыми методами и обладают прежними стереотипами (правда, подогнанные под "новое" мышление).


Рыночной экономики в Узбекистане нет в классическом понимании. Есть, конечно, декларируемый экономический рост, расцвет негосударственного сектора, появление класса собственников, атрибутов рыночной инфраструктуры, но это квазирынок. Потому что политическая и социальная система осталась в прошлом, она архаична и не отражает текущие процессы, но на нее пытаются нацепить кафтан современ6ой демократической экономики. И такой синтез дает ситуацию, называемой "узбекская модель развития", копировать которую никто не хочет, даже африканские страны.


И в таком гипертрофированном виде узбекистанцам пытаются заявить о специфическом пути республики, которая уникальна и неповторима, потому что - это еще один главный аргумент! - нигде больше нет такого человека, как Ислам Каримов (человек, определивший эпоху). Эта уникальность, между тем, заключена в коррупции и теневой экономике, которые в нынешних условиях приобрели огромные масштабы и на которых зиждется вся политико-хозяйственная система. Это пирамида власти, в которой "фараон" определяет баланс сил и сменяет фигуры на шахматной доске.


Если смотреть на фигуру руководителя страны с экономической точки зрения, то он – нанятый народом менеджер. Только его предприятие – вся республика. От состояния вверенного ему ресурса (государства) зависит его продолжительное место пребывание на данной должности. Скажите, если в стране вовремя не выплачивают зарплату бюджетникам, а предприниматели не могут с банковских счетов снять деньги, предприятия промышленности простаивают, выросла кредиторско-дебиторская задолженность, много различных административных барьеров перед малым и прочим бизнесом, то можно ли считать это «успехами» Ислама Каримова? Такого менеджера гонят в три шеи. Но Конституция, как ни странно, это не позволяет. Посмотрите сами, в ее статьях нет упоминания о снятии президента через демократические институты (исключение – болезнь главы государства). В этом и суть коррупции – она готовит правовую базу для «тени» деятельности человека, определившего эпоху, который не несет никакой ответственности за свою «работу».


Ответил ли Ислам Каримов за нищету, экономическую депрессию, за то, что сотни тысяч людей мигрируют в Казахстан и Россию в поисках средств существования? Конечно, только перед историей. Но до этого еще далеко, а сейчас главный менеджер страны строит государство под свою пирамиду, устраняя тех, кто может и хочет принести пользу стране, ставя тех, кто лоялен ему и предан. Но и среди преданных есть лица, которые в определенные периоды не устраивают президента.


Вот, к примеру, президент Ислам Каримов в июле 2004 года снял с должности хокима Самаркандской области Рустама Холмурадова. Республиканская пресса, комментируя данный факт, подчеркнула: "Анализ проведенной в области за последние шесть-семь месяцев работы свидетельствует об ухудшении обстановки в Самаркандской области и городе Самарканде, наличии в настоящее время многих недостойных явлений, преступных дел, случаев злоупотребления своими полномочиями, нарушении справедливости и, самое плачевное, групповщины, местничества, серьезных ошибок в вопросах подготовки, отбора и расстановки кадров". Ранее "потерял" кресло хоким Андижанской области. Еще ранее слетали как кегли хокимы разных мастей и уровней. И ни о ком положительно не отзывались - ни люди, ни сами органы власти, которые, кстати, работали с хокимом в одной упряжке.


Безусловно, коррупция оказывает самое серьезное влияние на ситуацию в стране, как с экономической, так и моральной точки зрения. Как отмечает та же сама официальная пресса с речь Ислама Каримова: "при сложившейся обстановке у тысяч людей на местах может угаснуть вера в справедливость, в завтрашний день, что окажет негативное влияние на инициативность, поиск, отношение к труду. Пропадет желание работать и у предпринимателей, инициативных руководителей и специалистов. Несомненно, игнорирование негативных явлений и непринятие соответствующих мер могут привести к тяжелым последствиям".


Но не будем особенно апеллировать к речам главы государства, ибо их искренность вызывает сомнение. "Фарон", коим является И.Каримов, никогда не заинтересован в изменении системы, в котором его личная власть непогрешима и несменяема, а его вассалы не ставят под сомнение проводимые "рокировки" фигур, иначе именуемых реформы. Подданные стремятся к "фараону", чтобы получить его милость и место под троном. При этом не играют роль нравственность и духовность, как высшие ценности человечества. Цель оправдывает средства – таков лозунг коррупции. Она используется теми, кто живет и умирает в коррупции.


Мировая практика показывает: коррупция, которая паразитирует на экономической и политической системе, стремится ее сохранить, иначе не на чем будет существовать. Поэтому некоторые исследователи считают, что коррупция и теневая экономика должны иметь место в обществе. Ибо они позволяют быстро и эффективно решить вопросы, минуя бюрократические барьеры (например, за взятку оформить таможенное оформление, получить банковский кредит, зарегистрировать торговую точку и прочее), обеспечить работой население в трудодефицитных регионах (подпольные цеха, мардикерство) без официальной регистрации (это снижает издержки, например, за счет не уплаты налогов и социальных отчислений, затрат на получение разрешения на деятельность), заполнить рынок остродефицитными товарами (за счет контрабанды). Таким образом, коррупция здесь выступает стимулятором экономического развития, хотя, по сути, она является антисоциальным явлением.


Узбекская коррупция подрывает фундамент, на которой же сама базируется. Образно говоря, здесь "корову" доят на молоко, не давая комбикорма, и пускают на мясо, и никого не интересует, что таких "коров" становится меньше. Любой чиновник, получая должность, стремится быстрее "захапать", получить свою долю "теневых доходов", ибо он знает: ему в спину дышит "конкурент", желающий заполучить его "хлебное" место. Поэтому в ход идут любые средства, позволяющие в короткие сроки высосать материальное благополучие. В этих случаях коррупционера не интересует, что бизнес от постоянного давления может захиреть, экономика окажется в стагнации, и десятки, а то и сотни тысяч людей окажутся в серьезном положении. Ситуация с регулярно меняющейся "крышей" отрицательно влияет на малый и средний бизнес. Среди людей обсуждается не качественные характеристики того или иного функционера, а его влияние в системе власти, авторитет его клана и величина богатства, которое множится где-то в арифметической, а где-то в геометрической прогрессии.


Немаловажно и то, что особую роль в "регулировании" рыночной экономики в Узбекистане играют карательно-репрессивные структуры. Поэтому здесь говорят о так называемом полицейском менеджменте. Судите сами, право проверок субъектов хозяйствования имеют МВД, СНБ, Минфин, Узстандарт, прокуратура, налоговая инспекция, таможенные и санитарные органы, хокимияты, а также банки, пожарники, энергетики и прочие, прямо, кому не лень вваливаться к бизнесмену с разными там требованиями и претензиями. Каждый, если говорить объективно, видит в предприятии "дойную корову", а не винтик нашего экономического благополучия. Используются как официальные, так и не официальные механизмы давления, целью которых - изъять для корыстных и прочих целей средства у малого, среднего бизнеса.


Не удивительно, что подобная ситуация не смущает жителей республики. Они живут в системе, которая существует уже много тысячелетий под "крышей" азиатского менталитета и общественного устройства. Казнокрадство, мздоимство, рэкет - это "обычный" атрибут и Центральной Азии. Но это - тормоз для демократического развития и тем более для создания рыночной экономики. И в сломе этой общественной структуры нынешняя власть не заинтересована. Наоборот, она строит ее так, чтобы внешняя вывеска показывала на реформы, а внутренняя – сохраняла статус-кво. Например, инициатива создания Либеральной партии классом предпринимателей, банкиров и других хозяйственников была правильной, но как ее подвернули под власть – остается только разводить руками. Режим понимает созидающую и разрушительную силу бизнеса, но ведь и им можно управлять, если знать – как! Можно обеспечить союз бизнеса с коррумпированной властью. Людей гонят в эту партию, бюрократы везде протискивают «флаг» либералов, мол, это хорошее дело, этим самым убирая в мышлении символ сегодняшних проблем в лице Ислама Абдуганиевича и его шайки-лейки. Но эффект имел обратную силу. Не уверен, что, находясь под крылом И.Каримова, партия бизнесменов будет решительна в реформах и борьбе с коррупцией, потому что власть это уже не допустит. И сейчас УзЛДП – это картонка на фоне азиатской экономики, погрязшей в коррупции.


Между тем, коррупция очень выгодна режиму, и поэтому решительной борьбы в этом направлении в Узбекистане никогда не велось. Были одноразовые акты (например, снятие с должностей руководителей местной администрации городов и областей, органов управления), целью которых - устранить кланы и их представителей от государственных ресурсов и допуск к ним других. Это борьба между чиновниками, кланами и мафиозниками. Но в рамках этой борьбы ограничиваются права и возможности мелких и "безродных" предпринимателей.


Ответьте, кому легче открыть автозаправочный бизнес - простому предпринимателю или зятю хокима города? Кого выкинут из рынка неконкурентными способами - учителя химии, взявшему патент на индивидуальную деятельность, или сына прокурора области? Полицейские механизмы зачастую используются как оружие для недобросовестной рыночной борьбы, с их помощью устраняются те, кто представляет потенциальную "экономическую" угрозу. Легче не бороться за качество товара, а удалить конкурента, ее производящего.


С другой стороны, создается атмосфера, в которой традиции выше закона. Хотите быстрее продвинуть регистрацию или получить банковский кредит? Ну, дайте на лапу кому надо - и добьетесь своего! Все довольны - бизнесмен, который быстро прошел бюрократические барьеры, и чинуша, считавший, что оказал помощь. И никто не осуждает это, потому что считают традицией.


Предприниматели знают, что в нынешней системе невозможно работать честно. Потому что прогоришь. Во-первых, сами законы настолько запутаны и настолько подавлены подзаконными актами, что не хватит времени и терпения с ними разобраться. Во-вторых, механизмы доступа к ресурсам настолько осложнены, что нужно искать людей в системе распределения этих ресурсов, чтобы за взятку решить проблему. В-третьих, часть денег приходится скрывать в тени, чтобы пробиваться в рыночную среду (платить "крыше", покупать дефицитные ресурсы, получать место "под солнцем", смягчать "гнев" контролеров на их милость). В-четвертых, судебная система не защитит права собственника, ибо она подконтрольна и подвластна исполнительной власти (извините за тавтологию), и поэтому законными способами весьма сложно решить проблему. Часто в дело вступают теневые, порой криминальные связи. Коррупция заинтересована в этой "тени", так как бизнесмены в итоге станут менее политически активными, не станут излишни любопытными: а кому выгоден это президентский указ или то правительственное постановление.


То есть они не будут лезть в политику и критиковать кого-либо из системы, потому что сами "увязли" в преступлениях экономического характера. Любая проверка докажет, что искатель правды сам не прав, более того, он лицемер, ибо требует справедливости, хотя сам нарушал закон. "Держать каждого на крючке" - это аксиома коррупции. При такой атмосфере невозможна оппозиция. И поэтому бизнесмены понимают, что любое их выступление против системы обернется выступлением и карой этой системы.


И печально, что «ислам-каримовская» коррупция устраивает многих. Ей суждено просуществовать до тех пор, пока люди не осознают, что жить и управлять такими методами нельзя. Иначе пещерный век нам уготован.
(16.08.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: