Перелетные птицы нам не нужны

Алишер Таксанов: литературный дневник

Правительство Японии в рамках безвозмездной помощи будет готовить кадры для авторитарного Узбекистана



Страна Восходящего солнца, сама несколько десятилетий назад избавившейся от самурайско-милитаристской государственной основы, в XXI веке финансирует учебу служащих правительства Узбекистана, которые, по мнению японской стороны, должны содействовать реформе и строительству демократии в Центральной Азии.


Программа "Предоставление стипендий для подготовки кадров" реализуется в Узбекистане с 1999 года. За это время 78 узбекистанцев прошли обучение в Японии по различным специальностям. 30 июня новая партия "учеников" отправиться в Токио и другие города, чтобы получить знания и навыки в сфере менеджмента, международных отношений, инженерных наук, юриспруденции. На их обучение японцы выделили грант в размере 542 млн. йен (около $5 млн.). Конкурс был жесткий, но справедливый, заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Узбекистане Акио Кавато. На одно место претендовало аж 20 человек.


Ничего в этом не было бы необычного, если не два факта, которые по сути вызывают недоумение.


Во-первых, отбор кандидатов на учебу и стажировку будет производиться, согласно достигнутым договоренностям, органами управления, в частности, Министерством высшего и среднего специального образования и Агентством по внешним экономическим связям Узбекистана. Естественно, там будут рассматривать лишь тех, кто попадает в списки лояльных нынешнему режиму, преданных идеям Ислама Каримова и нисколько не сомневающихся в правильности взятого курса преобразований. Возможно и продвижение своих людей, как это часто бывает в системе восточной деспотии и клановой бюрократии. Таким образом, специалисты, которые имеют совершенно иные точки зрения на реформы в стране, диссиденты, правозащитники, то есть те, кто представляет оппозиционную часть политической жизни, выпадают из условий гранта. И, судя по всему, Японии начихать на это, поскольку она считает, что следует готовить чиновников и тех, кто работает с правительством. Мол, они обеспечивают стабильность и процесс трансформации в обществе.


Однако, насколько смогут обученные в Японии специалисты применять знания и навыки – вот что должно беспокоить правительства. Можно ли внедрять японские методы в те сферы узбекских общественных отношений, где больше используется административный ресурс, где экономику подтягивают под некудышную политику, а трезвомыслящих специалистов загоняют в угол, мол, работай и не пикай, твоя инициатива никому не нужна. Насколько японские «технологии» можно адаптировать к коррумпированной стране? Не получиться ли так, что спецы будут обслуживать узкий слой людей – нуворишей, мафиозников и коррумпированных бюрократов, например, в легализации их доходов, перевода средств за рубеж, правовой поддержке незаконных операций? Или подавлению демократии, усилению полицейской системы и экономики…


Вероятно, Японию это мало интересует – она дает деньги, на которые же у себя и обучает. То есть загружает собственные учебно-научные центры, финансирует в свою образовательную сферу, одновременно усиливая свое влияние в Узбекистане через подготовку специалистов. Впрочем, ничего в этом особенного нет – это политика многих стран. Другое дело, что такой подход мало способствует демократии и строительству открытого общества в Узбекистане. Это подготовка только для бюрократического правительства (впрочем, по бюрократии Япония может переплюнуть многие развитые и слаборазвитые государства). Много спецов, прошедших обучение за рубежом, затем не захотели работать в независимом и свободном Узбекистане. Вспомним хотя бы фонд «Умид». Где рожденные им кадры? Ау-у-у… Невидно и неслышно. Думается, объяснять причину их поступка не стоит…


Правда, Акио Кавато заявил, что его страну не устраивают «перелетные птицы», то есть те, кто прошел обучение в Японии, а затем умотал из Узбекистана в другие страны. Конечно, отработать свое эти спецы в республике должны – деньги все-таки выделялись для нас. Но востребованы ли будут «котелки» с японской «начинкой», которые увидят, что взятый курс уводит республику от прогресса и вхождения в мировую экономику, если коррупция душит экономику и усиливает социальное расслоение, а бороться с ней не позволяет режим? Конечно, они будут убегать, и с этим «перелетным» инстинктом трудно справиться.


Зато эта фраза понравилась вице-премьеру Алишеру Азизходжаеву, который был согласен, что такие «перелеты» нельзя допускать. И во время церемонии подписания обменных нот он попросил японскую сторону уделять больше внимания местным кадрам. За бокалом шампанского фраза о национальных кадрах была повторена. Это второе, что вызвало недоумение.


Вице-премьер, правда, не пояснил, что под этим подразумевалось. Если слово "местные кадры" - это граждане Узбекистана, то зачем подобное заявление делать японскому посольству, если грант выделяется именно Узбекистану, а не Таджикистану, России или Грузии, или вообще иностранным гражданам. Если под "национальными кадрами" имеется в виду этнический подход, то проявляется явное нарушение Конституции, в которой запрещается дискриминация человека по расовой, национальной и прочими признаками. Неужели русские, татары, таджики, евреи, которые тоже граждане Узбекистана, не хотят повысить квалификацию также, как и узбеки?


Впрочем, как заявил представитель JICA, окончательный отбор кандидатов проводится японскими профессорами, которым «по барабану» национальность. Они оценивают человека по профессиональным качествам, знанию языка. И только это как-то успокаивает.


А вообще-то система отбора специалистов, которая работает в закрытом режиме и далеко не прозрачна, вызывает презрение. И жаль, что Страна Восходящего солнца прикладывает к этому не только руку, но и деньги.
(19.06.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: