Континенты на погонах.

Алишер Таксанов: литературный дневник

ФОРМЕННАЯ РЕФОРМА УЗБЕКСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ


О необходимости реформы вооруженных сил Узбекистана разгооры в Министерстве обороны республики шли давно. Казалось бы, сделаны определенные шаги: созданы территориальные округа, сформирован мобилизационный резерв, который позолил рационально использовать рекрутский состав страны, хотя и здесь без коррупции не обходится (не хочешь служить – плати, хочешь служить, чтобы потом работать в силовых органах, - тоже плати). Недавно повысили оклады военнослужащим, хотя те признаются: поскольку автоматически следом сократили довольствие, то надбавка оказалась не столь ощутимой, как рекламируется правительством.


Но реальной реформы все-таки нет. 60 тысяч – это контингент Вооруженных сил Узбекистана, который в пять раз, по скромным подсчетам, меньше полицейского ресурса. Известно, что именно «зеленокепочники» ныне правит бал в стране и обеспечивают «безопасность» граждан и власти. Оказывается, финансировать МВД выгоднее, так как лучше купить сорок автомобилей для дорожно-постовой службы, чем один танк для армии. Я уже не стану говорить про самолеты и артиллерию, срок эксплуатации которых уже на пределе, а их замена – пределы мечтаний военных. Попытки начать производство своих боеприпасов к особому успеху не приводит. Так, НПО «Восток» на французском оборудовании выпускает патроны для автоматов Калашникова, однако их баллистика оставляет желать лучшего. «Они хороши для учений, но не для боевых действий», - как-то признался мне офицер одной из расквартированных в Ташкенте дивизий. Даже ремонт танков – головная боль, ибо Ташкентский эскаваторный завод отказывается их принимать, а Навоийский горно-металлургический комбинат готов их ремонтировать вместо грузовых карьерных самосвалов, если, конечно, будет хорошая оплата и вся техническая документация. Нет ни того, ни другого.


Но реформа будет. И она начнется с одежды, как самой помпезной, спокойно, нетрудной и идеологически выдержанной. Решено место звездочек на погоны лепить кольца – по количеству завоеванных Амиром Темуром континентов. Поскольку ему 600 лет назад удалось покорить всего три, то это количество и будет на плечах бравых офицеров. Младший сотав отмечен треугольником, а старший – шестигранником. Звания пока решено сохранить, хотя несколько лет назад исчезли такие должности-звания как прапорщик, мичман. Вообще-то в начале 90-х годов Каримов подумывал подстроится под турецкую модель армейского строительства: ротных назвать «юзбоши» (глава сотни), полкачей и дивизионныхкомандиров – «мингбоши» (главы тысячных). Но эта идея не прошла. Потому что поняли, что учиться у Турции смешно, потому что турки сами были разгромлены Тамерланом, и их армия у них далеко не самая эффективная и сильная.


К концу 90-х годов возникла идея перестроится под НАТО, мол, взять их вооружение, стандарты, систему управления, униформу. Но военные экономисты схватились за голову, так как это в 80 раз превышало бюджет Узбекистана. Отказлись. И пришлось Каримову бегать в Германию, просить у Коля оружие бывшей ГДР. Там не дали, ибо опасались усиления вонного потенциала в Центральной Азии. Россия тоже особо не торопилась снабжать Ташкент современной техникой. Особнно Москва негодовала, когда Ташкент уполз из Договора о коллективной безопасности 1992 года.


А региональные амбиции узбекского президента требовали какой-то самореализации. Хотелось показать миру, что Узбекистан силен не только экономически, но и в военном смысле. Только экономика оказалась самой дряхлой и на ладан дышащей, а что касается армия, то здесь горько что-то говорить: несколько месяцев военные бегали за бандой Джумы Намангани, а его убили американцы. Единственный успех – это минирование границ с Таджикистаном и Кыргызстаном, в результате чего погибло огромное количество мирных граждан. Но наркотрафик, экстремизм, нелегальный оборот оружия остановить не удалось. Даже миротворческая операция, которая осуществлялась двумя узбекскими батальонами в 1994 году совместно с россиянами, кыргызами, казахами, оказалась непосильной ношей для Министерства обороны. В итоге узбекские силовики охраняли страну от беженцев, которые стремились перебраться с Таджикистана в страхе перед бушующейся гражданской войной.


Впрочем, соседи прекрасно знают, насколько коварен Ташкент. Его символ – Амир Темур, известный кровавый захватчик средневековья. Ислам Каримов всегда цитирует высказывания этого тирана, оставившего неизгладимый след на Кавказе, Персии, Турции, Афганистане, Сирии, поскольку считает его самой выдающейся личностью истории человечества. Памятник в центре Ташкента указывает узбекистанцам в сторону соседей: мол, придите и возьмите то, что я вам оставлял шесть сотен лет назад, - именно так воспринимают этот символ иностранцы.


И верный потомок Сахибкирана – Ислам Каримов привержен этим идеям. Потому что всегда разговаривает с соседями с позиции силы. То перекрывает железнодорожный транзит таджикам, то отключает газ кыргызам, а потом и вовсе вводит визовый режим, минирует границу, усложняет водно-энергетическую проблему... Поэтому столь сложно идет процесс делимитации, игнорируются многие мирные договора и соглашения, не идет интеграция. Зато теперь у Ташкента будет современная российская техника и боеприпасы, политическая поддержка ШОС, ЕвроАзЭС, и никто не страшен Каримову...


И погоны – это признание того, что узбекская армия – не оборонительная. Ведь пятиконечные звезды – это пентограмма – знак обороны. А кольца – одно внутри другого означают земли, которые когда-то принадлежали Империи Тамерлана. Здесь и не пахнет справедливостью, о котором твердил великий захватчик. Кстати, это можно увидеть и в знаке – Глобусе Узбекистана, возведенном на площади Мустакиллик. Там на земном шаре только одна страна размером в Евразию, но по очертаниям легко определить ее принадлежность. И больше нет никаких государств.


Теперь Ташкент, окрыленный одобрениями Москвы и Пекина, бахвалиться: «Узбекистан никогда ни от кого не будет зависеть», хотя Каримов понимает свою зависимость от мировых держав. Но с другой стороны, не следует удивляться, если скоро весь мир будет окольцован идеями «человека, определившего эпоху». Потому что тоталитарные и авторитарные режимы нуждаются в таких реформах – «погонных».
(8.11.2005)



Другие статьи в литературном дневнике: