Ученье свет, а неученье диплом

Алишер Таксанов: литературный дневник

О КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ УЗБЕКИСТАНА


Образование в Узбекистане всегда было увязано с коррупцией, в советские времена в основном данное явление касалось высших учебных заведений, где поступление и учеба стоило определенных расходов для семейного бюджета (от 2 до 5 тыс. советских рублей – в зависимости от специализации вуза). Независимость республики внесла свои коррективы, хотя в большей степени это было предопределено рыночными отношениями и усиливающейся социальной несправедливостью. Так уж получается, что с каждым годом объемы государственных грантов на студенческие места сокращаются, а вот коммерческие растут и с ускоренными темпами.


Казалось, что рынок вносит психологические изменения – если платишь, то учишься лучше, и требовать с образовательной системы можешь больше. Все-таки – из своего кармана высыпаешь «золотые монеты». Однако «теневые» процессы не исчезли, наоборот, они стали обыденными и привычными, как дождь на улице, причем проявляются как и в средних школах, так и в специализированных учебных учреждениях – бывших ПТУ, а ныне называемых лицеях, колледжах. И это знают все: и учителя, и родители, и само подрастающее поколение. Рынок формирует новую ментальность: все покупается и продается, даже честь, совесть и ум. Хотя ум…


В школе несколько проще, чем в высших учебных заведениях, там под видом материальной помощи классу с родителей взимаются энные суммы на краску, уборку, ремонт дверей, приобретение мебели, занавесок, инвентаря. Следует признать, что тяжелое материально-финансовое положение школ вынуждает их руководство идти на такие непопулярные шаги. Но здесь следует различать «спонсорство» от коррупции. Известно, что за прием человека, который проживает в другой местности или хочет попасть в элитный класс, так же берется «налог». Например, в популярную «англосаксонскую» школу № 17 г.Ташкента негласно «просят» (или требуют – так будет правильнее?) 500 долларов, в физико-математическую № 50 (где когда-то учился космонавт Джанибеков) – от 300 и выше. Такие же суммы отмечены в престижные колледжи – юридические, экономические, медицинские. Даже в непопулярные учреждения установлены «квоты».


Но вуз – это отдельная категория, и здесь можно схватиться за голову. Сумма за поступление на контрактное место – от 2500 (в технический вуз) до 5000 (гуманитарного профиля) «зеленых». Наиболее котируемым являются юридический, экономический, восточный институты, там денежные «рейтинги» весьма высоки, и не всем по карману. При этом необходимо заметить, что специальности в вузах тоже что-то значат, и поэтому размеры «взносов» зависят и от того, какую будущую профессию выбирает молодой человек. Скажем, профессионализация «таможенника» или «налогового инспектора» оцениваются выше, чем просто финансиста или коммерсанта. Попасть на место, которое обеспечивается государственным грантом, стоит дороже, чем на контрактное. Хотя после этого студент обязан оттарабанить там, куда его пошлют по разнарядке, например, педагога – в школу в дальний кишлак, а не за границу, как ему бы хотелось. Контрактник – сам себе хозяин, и распределение – это его личная головная боль.


На гуманитарные специальности попасть сложнее, ибо технические институты требуют знаний математики, физики, химии, а вот здесь не у всех варит «котелок». Конечно, пределы мечтаний многих молодых узбекистанцев и их родителей – это Университет мировой экономики и дипломатии. Там процесс приема проходит через соответствующие службы (СНБ, все-таки готовят дипломатов!), и поэтому отбор жесткий. Процент неблатных превышает над теми, кто идет по «списку», а значит шансы у простых абитуриентов, которые обладают серым веществом в голове, попасть на скамью студенчества имеются. Такой же рейтинг и у Вестминстерского международного университета в Ташкенте. И, наверное, поэтому выпускники этих вузов обладают достаточной квалификацией, чтобы работать за рубежом, или быстро находят должности в республике.


Иногда мне приходится слышать: сейчас тестовая система, а это позволяет избегать коррупции. Так и хочется ответить: «Милые мои, зайдите в вузы, и вы увидите там тех, у кого на лице написано, что им сложно умножить два на два или вспомнить, где находится Африка». Тесты легко обойти, несмотря на то, что никто не знает конкретных вопросов: так, во время их проведения преподаватели специально решают их в другой аудитории, а затем заносят тем, кто «купил» себе «проездной» в вуз. В прошлом году, кстати, многие пользовались «мобильниками» и получали ответы прямо через радиоэфир. Помните, как у Леонида Гайдая в кинофильме «Операция «Ы» студент «Дуб» получал информацию о синхрофазатроне через рацию? Теперь это – реальность узбекской высшей школы.


Второй этап – это ожидание оплаты за учебу. Те, кто поступил на контрактное место, не всегда изыскивают средства (банк не дает кредитов, не у кого взять взаймы, нет просто средств таких). Тогда вместо них проходят те «абитуриенты», у кого есть деньги и которые сумели подняться на планку «проходного» бала. Просто их вопрос не столь быстро решается, так как нужно проявить демократические основы, показать, что все обладают равными правами. Бывает так, что студент приступает к учебе в декабре, когда ему «освободили» место за счет неимущих. Но на объеме его знаний это не сказывается. Ведь он поступал туда не за ними. А за «корочкой», которая откроет ему карьеру или дорогу к национальным ресурсам страны.


Поборы во время сессий – это период сбора «урожая». Со студентов снимают «сливки» за прогулы, плохие знания, просто за то, что не нравишься или так принято/полагается. Но это чаще касается тех, кто поступил по блату (за деньги) и поэтому считает, что купить можно все, в том числе и учебный процесс. Впрочем, это соответствует истине, ибо узбекский диплом не всегда выдают за знания, он просто товар (200 гр картона + печать с подписями) на рынке образования, как помидоры на колхозном базаре. Экзамен – 50 долларов, курсовая – от 20 долларов, выпускная работа – от 100 долларов, магистерская – от 200 до 400 долларов. Про кандидатские и докторские говорить не стану – там цены варьируются от 5000 до 10000 баксов. И эти тарифы известны каждому человеку.


Бывает и так, что преподаватель заходит в аудиторию, говорит таксу и уходит на целый семестр в неизвестность. Занятий как таковых не бывает. Он знает, что студенту легче найти требуемую сумму, чем учить сложный предмет, особенно такой идеологизированный, как по работам Ислама Каримова, где завалить проще простого. Удивительно, что мало кто проявляет недовольство. Все принимают правила игры, и всех это устраивает. Потому что есть те, кому этот предмет вообще не нужен, а есть и такие, которые не «шарят» в этом ни бельмеса. Кстати, это касается даже кандидатов в кандидаты и доктора наук, которые сдают предметы, составленные по гениальным трудам узбекского президента, в Академии государственного и общественного строительства или Национальном университете Узбекистана: там ставки просто выше.


Здесь также необходимо подчеркнуть о распределении финансовых потоков: если от зачетов и экзаменов преподаватель имеет личную выгоду, то процесс организации «прохождения» нужного человека в вуз ведет к перераспределении взятки. Конечно, какая-то сумма оседает в карманах институтского чиновника, а какая-то уходит тем, кто содействовал этому процессу «сверху». И эта машина отлажена как часовой механизм, и сбоев практически не бывает. Во всяком случае громких скандалов в Узбекистане не было слышно. Если и попадается кто-то, то это – мелкая рыба, киты и кашалоты остаются вне дознания соответствующих надзорных служб. Впрочем, и там же сидят свои...


И все же не следует предполагать, что все вузы на 100% коррумпированы. Нет, подавляющая часть проходит все-таки, исходя из своего умственного коэффициента. Однако любой, кто заглянет в справочник для абитуриента и пройдется по предварительным тестам, придет в ужас. Многие вопросы просто сложно ответить, потому что требуют не знаний, а зубрежки цифр и статданных, и здесь никто не требует от поступающего эрудии, логики, анализа и т.д., то есть того, что раньше можно было продемонстрировать на экзаменах. Поэтому деньги могут заплатить и те, то хорошо учился, просто такая оплата носит форму подстраховки – так, на всякий случай. И этой «всякий случай» оценивается в немалую сумму.


Но такая ситуация пораждает обратную реакцию: неуважение к национальному диплому, недоверие к нему со стороны соседних стран, неконвертируемость в ближнем и дальнем зарубежье. Хотя в Узбекистане на это начихать. Здесь действует принцип: «Без бумажки мы букашки, а с бумажкой – человек!» С этим дипломом можно жить только в самоконсервирующейся респрублике, где почтают завоевателей, диктаторов и неучей.
(10.11.2005)



Другие статьи в литературном дневнике: