Винегрет из экономических группировок,

Алишер Таксанов: литературный дневник

ИЛИ РЕЗУЛЬТАТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО САММИТА


17.10.2005. Узбекская печать назвала результаты встречи глав государств СНГ в северной столице России как «логика экономической интеграции», поскольку в рамках саммита произошло смешение в один «котел» того, чего раньше Ислам Каримов стремился не допускать. Именно в Санкт-Петербурге было принято «историческое» решение о слиянии двух экономических группировок, имеющих общие задачи и «развивавшихся» как бы параллельно, но с одинаковым околонулевым результатом.


Организация Центрально-Азиатского Сотрудничества (ОЦАС) и Евроазиатское Экономическое Сообщество (ЕвроАзЭС) – это рожденные в недрах псевдодемократических партийно-советских правительствах структуры с разными целями. Начнем с того, что ОЦАС – это четырежды переоформленный (переименованный) экономический блок, созданный в апреле 1994 года в Шымкенте как Единое экономическое пространство Казахстана и Узбекистана (затем к нему в разные периоды присоединились Кыргызстан, Таджикистан и Россия). Первоначальная идея, которая явно нигде не озвучивалась, – это стремление Ислама Каримова сконцентрировать все ресурсы региона под своим флагом для выхода на мировые рынки, минуя Россию. Общеизвестно, что Москва в 1992-1993 годах усиленно вытесняла из своего экономического пространства «подбрюшье», и добилась того, что Узбекистан воспринимал бывшего «старшего брата» как потенциального врага. Более того, Европа и США в этот момент стремились отдалить бывшие советские республики от России, предоставляя им политическую поддержку и таможенные льготы, финансируя многие проекты (например, ТРАСЕКА), осуществляя инвестиции в отрасли, выгодные, если честно, для них самих (золото, уран, нефть, газ).


Тогда и возникли мысли у Ташкента, опьяненного суверенитетом страны, начать самостоятельное плавание в мировую интеграцию. Вскоре пришло понимание того, что в одиночку это сложно сделать, необходимы всеобщие усилия. А Центральную Азию объединяло многое – единая граница, этническое идентичность, религия, ментальность, технология и экономика, специфика в разделении труда в рамках СССР. Задач было много – это и создание общего рынка товаров, капитала, рабочей силы, и гармонизация таможенных тарифов, и формирование регионального банка, и инвестирование нужных всем проектов (СП в сфере строительных материалов, производства сложной техники, металлоизделия, металлургия, энергетика, химия, переработка сельхозпродукции и т.д.). Но увы, эти задачи оказались не под силу правительствам Ислама Каримова, Норсултана Назарбаева, Аскара Акаева, Эмомали Рахмонова.


Были сплошные декларации, помпезные заявления о достигнутых результатах и обещаниях доделать то намеченное, что не успели сделать, - и больше ничего. Потому что реальных действий никто на самом деле не предпринимал. Может, поэтому Россия всерьез не воспринимала ОЦАС, устав реагировать на пятиминутные группировки (ГУУАМ, ЧЭС, Каспийский союз). А может, сама вставляла в этот процесс свои «палки» (помните лозунг: разделяй - и властвуй!). В свою очередь, Ислам Каримов видел виновников всех, но не себя, заявляя, что там, за границей от республики, не хотят настоящей интеграции, а Ташкент – руками и ногами, а также душой - «за». И в тоже время Узбекистан минировал границы, вводил визы, депортировал таджиков и кыргызов, закрывал железнодорожный транзит, авиасообщения с Таджикистаном, перерывал газовую задвижку Кыргызстану и Казахстану, усложнял банковские взаиморасчеты между странами, что никак не совпадало с тем, что было написано в соглашениях и договорах. Короче, интеграция «происходила» только на словах, а на деле – все спускалось на тормоза. Поэтому трудно говорить о результатах 11-ти летнего сближения четырех центрально-азиатских государств. Единственный успех – это громогласные переименования, которые в большей степени напоминали крыловскую басню о квартете: четыре животных (сами догадайтесь, кто представляет из них наших лидеров) менялись местами, а музыки не было. Были скандалы по водным ресурсам, сбросу излишков воды с Тохтогульского водохранилища, экологической угрозы Таджикского алюминиевого завода… Перечислять можно долго, но не в этом суть.


Можно предположить, что И.Каримов стремился в рамках ОЦАС поставить себя в качестве «локомотива», ведущего за собой все страны региона. Он надеялся получить «очки» как в своей стране, так и за рубежом, перехватить все инвестиции и обеспечить признание в качестве единственного стратегического партнера в Центральной Азии для промышленно развитых государств. Но, как оказалось, не было для этого экономической мощи, политического влияния, да и внутренние социально-политические условия говорили о слабости реформ Узбекистана. Поэтому стоило ли партнерам по региону ориентироваться на такого «лидера»? Безусловно, у наших соседей ничего кроме презрения мы не вызывали. И в тоже время Ташкент злило и то, что Россия остается доминантом на пост-советском пространстве, и даже в Центральной Азии выступает ключевым игроком. Поэтому узбекский президент искал активной поддержки от США и Европы, и оттуда какие-то проблески происходили, обещания поступали, чем окрыляли И.Каримова и туманили ему мозг.


Между тем, Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан создали свою интеграцию – Таможенный союз СНГ, где происходила унификация системы торговли под российские стандарты. Участники этого блока по-разному оценивают результаты интеграции: один говорили, что больше теряют, чем получают, другие – есть большие заделы в будущем, мол, не будем тормозиться а неудачах. В итоге в октябре 2000 года «таможню» переформатировали в ЕвроАзЭС с теми же задачами, но с новой политической составляющей – противостоянию влияния Запада, активному проникновению иностранного капитала (это явственно проступало в Казахстане). Узбекистан приглашали в эту организацию еще в 1995 году (в Таможенный союз, естественно), но Ташкент не «клюнул» на эту приманку, посчитав, что ему следует плыть в фарватере Америки.


Таким образом, ОЦАС и ЕвроАзЭс формировались с различными политическими целями, однако в конце 2005 года произошло их слияние. Почему? Потому что Ташкент посчитал, что пора переметнуться к «старшему брату», заодно потянув группировку, которую создавал для себя и против тех, кого считал на тот момент врагом. Уж больно сильно прижали его западные страны, даже ввели экономические и политические санкции в отношении диктаторского режима И.Каримова. И стало ясно всем – и друзьям и недругам (а они в «сознании» Ташкента часто менялись местами), насколько мерзок режим Каримова, который из-за амбиций одной персоны унижает все государство, делает его заложником амбиций «человека, определившего эпоху».


Неизвестно, что получится из этого винегрета – ОЦАС+ЕврАзЭс. Необходимо заметить, что такие же цели преследует и ШОС, в составе которых многие участники «склеенных» двух блоков СНГ (такие же планы строил и ГУУАМ). Поэтому можно предположить, что в недалеком будущем Центрально-Азиатская группировка нынешнего формата «плавно» вольется в ШОС (скорость зависит от «американо-европейского» ветра). И тогда явственно очертиться антизападная ось Москва-Пекин-Ташкент-Минск-Астана-Бишкек-Душанбе со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Это усиление антидемократических режимов на огромном пространстве Евразии, новое противостояние, которое будет изымать из стран огромные ресурсы и, соответственно, усиливать напряженность в мире. Единственный плюс для Каримова – он останется у власти, поддерживаемый такими же авторитарными «братьями» по бывшему Союзу ССР. И тогда ему не страшны никакие санкции и Международный трибунал, которыми угрожают Европа и США.



Другие статьи в литературном дневнике: