39. Свобода НЕволи

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Есть ли свобода, если всё вокруг нас, общество, его изменения ни от кого из нас никак фактически не зависит?


Мы рождаемся не по своей воле, с начальными данными, которых не выбираем, попадаем в семью, которую не выбираем, в общество, которое не выбираем… а что же мы выбираем? Только НЕСУЩЕСТВЕННОЕ.


А если нет свободы воли, тогда вообще о чём говорить, писать, думать?


И ещё свободу человека можно рассмотреть по отношению к свободе от смерти. Если бы человек был бессмертен... Тогда мы не называли бы наше существование «жизнью»…


Чтобы понять, что свобода заключается в свободе от смерти, необходимо понять всю суть категории «свобода».


Любое живое существо страдает от ограничения свободы передвижения, развития, самовыражения. И человечество столько пожертвовало усилий и жизней, чтобы добиться свобод…


Но если спросим даже у себя, а что же такое свобода, то не сможем чётко дать определение. Есть свобода на труд, на отдых, на передвижение…


Однако… Ведь стремление к свободе не имеет никакого отношения к самому понятию «свобода»! Свобода в абсолютном смысле слова означает отсутствие каких бы то ни было ограничений. То есть, отсутствие смерти, отсутствие какого-либо конца, абсолютное постижение, абсолютное наслаждение, в общем, абсолютное всё, всё что угодно.


Вот если собрать все эти наши хотелки и требования, соединить их вместе, тогда, очевидно, можем получить состояние, которое можно назвать свободным, т. е. абсолютно ничем не ограниченным. И прежде надо познакомиться с этим состоянием, а уже затем решать, необходимо ли оно, сколько оно будет стоить усилий и жертв.


Берём обычного человека. Он выполняет все свои действия вынужденно. Он обслуживает свои потребности и желания, которые… Впрочем, кто-то думает, что он выбирает, что ему хочется. На самом деле, это наша внутренняя и внешняя природы воздействуют двумя силами: наслаждением или страданием. И ни за что не выберем страдание, никогда не оттолкнём от себя наслаждение. Ведь в этом наша сущность — в желании насладиться. Поэтому, если мы и делаем выбор, он всегда для получения максимального наслаждения с минимальными усилиями. Вследствие этого все мы лишены свободы.


А если я чем-то жертвую, иду на лишения и страдания – то только из-за простого расчёта: обменять страдания и усилия на необходимое мне, которое в результате могу получить.


В этом отличие человека от животного – делаем более хитрый, отдалённый расчёт, принимая во внимание «будущее». А поэтому человек готов пойти на многие страдания, если видит в дальнейшем выгоду.


У детей и у примитивных взрослых ощущение далёкого будущего отсутствует, поэтому они подчиняются только самому простому, сиюминутному расчёту.


То есть, у каждого есть характер, наследственные качества, приобретённые понятия, воспитание, ощущения вкусов, индивидуальное ощущение общественного давления и пр. и пр. Это создает внутри нас систему, которой мы подчиняемся и по требованиям которой производим расчёт.



Другие статьи в литературном дневнике: