38. Я нравственный, я безнравственный

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Обычно, когда говоришь о себе, то говоришь «я». «Я делаю это», «я думаю о том...», «я хочу...». Но это - заблуждение. Во мне существуют несколько разных «я». Потому что «я» - это желание, задействующее мои свойства.


В данный момент - это одно «я» в следующий момент - это другое «я». Попадаются противоречивые «я», вот почему мы не функционируем гармонично.


Я разделён в самом себе, и это можно узнать посредством наблюдения и изучения.


И не отдаю себе отчёта в том, что являюсь роботам и не знаю природы и функционирования всего своего «механизма».


Все люди полностью управляемы внешними обстоятельствами. Все действия следуют в направлении меньшего сопротивления давлению внешних обстоятельств. Так всё задумано. Для чего? По-видимому, для нашего управления.


Могу ли я управлять своими эмоциями? Нет. Я могу сознательно пытаться уничтожить эмоцию или одну эмоцию заменить другой. Но я не в состоянии их контролировать. Это они контролируют меня.


А бывает и так: я собираюсь что-то сделать и моё интеллектуальное свойство «я» принимает решение. Но когда наступает момент исполнения, я делаю прямо противоположное. Внешние обстоятельства бОлее руководят моими действиями.


И получается, что я не могу всегда быть «нравственным», потому что я – робот, а мораль – относительна, субъективна, противоречива и тоже механистична. Во мне физический человек, эмоциональный человек, интеллектуальный человек – каждый обладает своим набором свойств, соответствующих своей природе.


С позиции наблюдателя за собой можно определить, которое «я» работает в этот момент. Но организовать их сотрудничество, взаимодействие – не могу!


Только когда смогу использовать силы, контролирующие проявление всех свойств - тогда я смогу быть «нравственным». Но до тех пор, пока не использую - не могу. Машины не могут быть нравственными.


И как быть?


Если не в состоянии сам себя изменить, то, вероятно, может Тот, кто эксплуатирует человекомашины?



Другие статьи в литературном дневнике: