Сладкоголосый хохол о реформах Узбекистана

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сказками Информационного агентства «Жахон» при внешнеполитическом ведомстве Узбекистана о том, как иностранцы воспевают успехи реформ и курс обновления республики в период независимости, уже мало кого удивишь. Понятно, что это основная задача учреждения – пускать пыль в глаза, вешать лапшу на уши гражданам, мол, нам завидуют за рубежом, весь мир мечтает перенять нашу модель развития, и любите своего Великого правителя, обещающего Великое будущее. Иначе узбекистанцы толпами устремятся из Узбекистана в поисках лучшей жизни.


Удивительно, что иностранные эксперты с легкостью принимают условия «игры», которые им предлагают дипломатические миссии Узбекистана, аккредитованные в других странах. А как можно назвать вдруг появление в газете «Известия – Украина» от 6 мая 2004 года статьи некого Тимура Фисуненко «Стабильность во имя реформ», фразы которых так и заполнены халвой и медом.


Статья пришлась по душе узбекским чиновникам. Еще бы! Какой-то востоковед из Страны сала, горилки и знойных хохлушек вслед за коллегами (которые уже давали интервью ИА «Жахон») пел серенады об успехах узбекской экономики, проводимых политических реформах и социальной стабильности, и обо всем том, чего он на своей шкуре не испытал, но прочитал в умных книгах Ислама Каримова. Сложилось впечатление, что статью просто заказали в Посольстве Узбекистана на Украине (это практикуется со времен Абдулазиза Камилова), а возможно, это была личная инициатива автора в надежде получить «премию» от Великого Узбекбоши. Впрочем, суть не в этом.


Очевидно другое, из Аппарата Президента Узбекистана дали команду: «Перепечатать! Немедленно! Довести до сведения всех! Обсудить в коллективах! Получить положительные отзывы от народа!», которая была исполнена без возражения. И стали официозные издания заполнять страницы бредом, написанным, скорее всего, хохлом после порции горилки.
Автор спрашивает сам себя: «Что мы знаем об Узбекистане?» и тут же отвечает: «Почти ничего мы не знаем об Узбекистане». Видимо, с географией у него в детстве было не столь хорошо. Прочитав его статью, я тоже понял, что ничего не знаю о стране, в которой живу много десятилетий, в том числе 13 лет в условиях ее полной независимости. Потому что мой жизненный опыт не соприкасается с тем, что написано в газете. Очень рад, что Т.Фисуненко «раскрыл» мне глаза. Он пишет: «Недавние террористические акты не смогли пошатнуть стабильность в этой стране, что продемонстрировало жизнестойкость созданных Исламом Каримовым политических институтов».


Совершенно согласен с украинским ученым. Действительно, ни СНБ, ни милицию, ни прокуратуру с таможней и налоговой инспекцией с их карательно-репрессивными методами работы, контролем всех сфер жизни, невозможно пошатнуть ни диссидентам, ни оппозиции, ни даже террористам. Почти миллион сотрудников, тайных и в кепке, следят за остальными 24 миллионами, – это система полицейского типа восхитила жителя Украины. Жизнестойкость созданных главой государством институтов характеризуется не демократическими принципами, а их жесткостью по отношению к собственным гражданам. Эти институты блокируют Интернет, цензурируют прессу, преследуют инакомыслящих. Сотрудники, служащие этим институтам, убивают стариков, кипятят заключенных, пытают подозреваемых. Сам Ислам Каримов призывает поддержать США в войне с Ираком, а потом испуганно щебечет, что мировой жандарм переборщил на Ближнем Востоке, и бежит целоваться с Россией, - и это в традициях политических институтов Узбекистана.


Интересна фраза Т.Фисуненко: «На самом деле между Украиной и Узбекистаном гораздо больше общего, чем это кажется на первый взгляд». Действительно, и Ташкент, и Киев не переваривают Москву и москалей.


Ну-ка, ну-ка, что там дальше?.. Оказывается, «и Узбекистан, и Украина входили в Советский Союз, одновременно освободились от него и получили независимость…» Гм, а почему не сообщается, как в 1991 году Ислам-ака бегал к Горбачеву, уверяя, что узбекский народ поддержал сохранение СССР и готов заключить Ново-Огаревское соглашение об обновленном Союзе? Забывается, что Узбекистан как государство появилось только благодаря большевикам, из масс которых вылез на Олимп власти Ислам Абдуганиевич.


«…и в Узбекистане, и в Украине имеются радикальные группировки…» Они и не могут не появиться, если либеральная и конструктивная оппозиция под запретом. Только Леонид Кучма находится под постоянным наблюдением партий, парламента, общественных движений, прессы, которые не позволяют ему «перебарщивать» в управлении, а вот в Узбекистане все построены под одну шеренгу и в одном направлении. Шаг влево или вправо – расстрел на месте! – такова политическая составляющая нынешней власти Узбекистана.


«…и в Украине, и в Узбекистане активно действуют различные зарубежные фонды, международные «неправительственные» (не понял, а почему слово в кавычках? – прим. В.Н.) организации, а иностранные державы стараются оказывать влияние не только на внутреннюю, но и на внешнюю политику». Т.Фисуненко, наверное, еще не знает, что правительство Узбекистана запретило действовать Институту Открытое Общество – Фонд содействия, поскольку И.Каримов боялся повторения грузинского сценария, написанного, якобы, самим Джорджем Соросом. Или что Европейский банк реконструкции и развития не намерен экономически поддерживать Ташкент, который не хочет отказаться от пыток в карательно-репрессивной системе, не стремится допустить граждан в реальное управление страной.


А иностранные державы, естественно, будут оказывать давление, потому что авторитарные и антидемократические государства представляют угрозу не только собственным гражданам, но и всему миру. Далеко за примером ходить не надо: радикальные исламские группировки, возникшие благодаря «гениальной и мудрой» политике Ислама Каримова в 1999-2000 годах угрожали не только Узбекистану, но и Таджикистану, и Кыргызстану. Была опасность и Казахстану.


В восторг ввергли меня следующие слова украинского мыслителя: «И тем не менее Узбекистан в некотором отношении успешнее Украины!» Ух, ты! Выть от радости хочется! Хохлы, бросайте Кучму, езжайте в хлебный Ташкент! «Это государство, несмотря на вызовы религиозного фундаментализма, сделавшаяся светской республикой, смогло эффективно приучить считаться со своей позицией многих и на Западе, и на Востоке и превратилось в важное стратегическое звено в создаваемой ныне системе глобальной безопасности и борьбе с мировым терроризмом».


Тимур-ака, видно сразу, что вы – продолжатель идей Ислама Абдуганиевича, светлая вам дорога. Только замечу, что светским сделали Узбекистан не нынешний президент, а, как не обидно, коммунисты. Ни на Западе, ни на Востоке с авторитарным режимом не считаются. Узбекистан, не смотря на кичливость, мол, мы – сердце Центральной Азии, находится в сложном геостратегическом положении, любой сосед может перекрыть дорогу – и гуд бай экономическая независимость. Позиция Ташкента по проблемам границ, терроризма, решаемых с помощью мин, бомбардировок кыргызских кишлаков, поддержки мятежных таджикских полковников, не способствует повышению авторитета продолжателей Тамерлана.


Зато Т.Фисуненко видит причины этих успехов в двух словах: стабильность и разумность. Узбекская политическая система стабильна как кладбище, а вот в разумности проводимых реформ сомневаются многие психиатры. Они даже диагнозы ставить начали некоторым пациентам: «ШизоКаримовия, третья степень, неизлечимая, прогрессирующая форма психоза. Признаки: зубрежка цитат Ислама Каримова, безмозглая преданность Великим идеям, жестокость к инакомыслию, верность несбыточным идеям, ненависть к Соросу, цензура СМИ и прочее».


«Такая стабильность позволила вести внутреннюю и внешнюю политику разумно, не оглядываясь на необходимость постоянно угождать экстремистским кругам в оппозиции, России, США, Европе, мусульманским соседям и вообще кому бы то не было», - восхищается Т.Фисуненко. То есть, просто так не отдамся. Но бесплатно отдавались все-таки, например, когда, желая подлизнуть зад Вашингтону, Узбекистан выступил против Кубы, и вызвав соответствующее презрение у многих латиноамериканских стран. То вскочили в ГУУАМ, то потом без всякой причины выскочили из него. Полезли в ЭКО, а потом стали вопить, мол, политики там больше, экономику давай!


Продолжаем бегать, как распутная девица то к США, то к России – и в этом залог разумности узбекской политики. А к оппозиции у Каримова самое негативное отношение, он не делит их на экстремистскую и либеральную. Все – враги! Всех – долой!
Зато украинский ученый изумляется: «Экономисты до сих пор спорят, откуда была заимствована модель экономических реформ, - из Китая, Чили, Кореи или еще откуда-то. Но в конце концов важен результат: Узбекистан оказался одной из наиболее успешных стран постсоветского пространства во всех отношениях – экономическом, политическом, социальном».


Узбекистане не копировал чужую модель – это очевидно. Китай – коммунистический, а Каримов, как бывший коммунист, ненавидит идеи Маркса, Энгельса и Ленина. Чили – это близкая по духу нам страна, но уж больно остро воспринимается она в мировом сообществе, а Ташкенту нельзя вставать вровень с диктатурскими режимами. Корея – это ближе, там тоже правили царьки-генералы, была цензура, проблемы с демократией, но там корейцы живут, совсем другие люди.


У Узбекистана – собственная модель, базирующаяся на пяти принципах и семи направлениях, о чем красочно расписали певцы режима в книге «Человек, определивший эпоху». Эту модель не могут понять не только иностранцы, но и собственные граждане, но ее, как свидетельствует билет на экзаменах, пытаются перенять другие страны. Тогда там, как и у нас, придется закрывать границы, если граждане побегут за шмотками в соседние государства, устанавливать мины, чтобы свои и чужие пастухи не нарушали безопасность границ, ловить дехкан, которые по ночам продают хлопок, давать функции аграрного менеджмента прокуратуре.


Не пойму, о каких успехах талдычит Т.Фисуненко? Предприниматели бегут из Узбекистана в Казахстан, хотя, по уверениям украинца, там должно быть хуже. Мои знакомые – этнические украинцы уезжают в Киев, потому что не хотят Великого будущего - их пугает уже Великое настоящее. В России – более 500 тысяч узбекистанцев, которые работают, чтобы обеспечить свою семью необходимыми средствами. Ибо в родной стране людям годами не выплачивают зарплату, работающим пенсионерам срезают 50% пенсий, - и все в рамках модели, приведшей в восторг Т.Фисуненко.


Он приводит статистические данные, которые характеризуют успехи реформ в Узбекистане. Я их не буду повторять. Потому что у меня есть иные цифры, которые свидетельствуют об обратном, далеко не позитивном процессе. Зато, ссылаясь на бюллетень «Монитор терроризма, издаваемого американским центром, Фисуненко считает, что «Узбекистан с его стабильностью, опытом в борьбе с экстремизмом представляет важный пример для Запада».
Угу, нужно построить побольше лагерей типа Жаслык, подкидывать оппозиции наркотики, пытать в тюрьмах подозреваемых, не слушать правозащитников. Думаю, на Западе были бы в восторге от этого!


«Узбекские власти отлично понимали, что либеральные реформы – в стиле России и Украины – в Узбекистане не пройдут. Ни история, ни культура страны не позволяли надеяться, что современный капитализм вырастет под узбекским солнцем так же быстро, как вырастает роза или тюльпан», - подметил Т.Фисуненко. Как тонко сказано!


Я не подозревал, что над Землей вращается более двухсот солнц и каждое имеет национальный признак. И что историей и культурой нам уготовано вечное пребывание в диктатуре, и либерализм здесь не приживется. Наверное, поэтому Ислам Абдуганиевич постоянно продлевает сроки своей власти, получает за надуманные подвиги ордена, а также награды от западных правительств за то, что он не экспортирует свою модель в их страны (боже упаси, тьфу-тьфу!).


Фисуненко перечисляет количество общественных и международных структур, которые действуют в стране. «Им никто не препятствует выполнять их обязанности по наблюдению за соблюдением прав человека. Но «разгуляться» каким-либо неправительственным организациям и поливать грязью Узбекистан и его законно избранную власть здесь вряд ли кто-либо позволит».


Почему Фисуненко не говорит о тех организациях, партиях и движениях, которые имеют демократические цели и задачи, но их стратегия отличается от президентской, и поэтому не зарегистрированные Министерством юстиции. Или о журналистах, которым отказано в аккредитации Министерством иностранных дел без объяснения причин, хотя ясно, что они не поют сладкими голосами, как Т.Фисуненко, в адрес существующего режима.


И потом, кто может определить, где грязь, а где чистота в статьях экспертов относительно прав человека в Узбекистане – чиновник? Власть не позволяет вообще говорить о правах человека, если, конечно, там нет надуманных историй о гуманизме Ислама Каримова и успехах деятельности Омбудсмена. А как же плюрализм мнения, что является сутью свободы слова? Почему украинский эксперт молчит о цензуре, которая существовала 12 лет в Узбекистане, тогда как на Украине подобного не наблюдалось?
(21.05.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: