Фу, какая бяка!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Одна из развивающих отраслей Швейцарии – это переработка мусора. Помню, что недалеко от Ташкента я видел площади в десятки гектаров, где под открытым небом складировался бытовой мусор. Не стану говорить о хвостохранилищах химических отходов рядом с заводами, производившим удобрения или добывающим редкие металлы из руды. Мусор вызывал неприятные обонятельные ощущения, не говоря о зрительной брезгливости. Бомжи, рыскающие в поисках ценного, скачущие вороны, каркущие при обнаружении жратвы, мухи, тараканы, эпидемии – вот что бывает тут. Однако мало кто у нас задумывается, какое богатство лежит там, на кучках того, к чему с брезгливостью относишься. Не всегда стоит нос воротить: фу, какая мерзость! Как противно!


Это давно осознали в Европе.Особенно от того, что мусор занимает много площадей, а тут каждый метр на вес золота, потом его становится очень много, а в третьих, что можно использовать его вторично, а это дешевле и выгодно. Мусор бывает везде, другое дело, какова культура ее производства и хранения. Уже существует традиция по отношению к нему, соответствующее воспитание. Например, никто не засоряет улицы, не бросает мусор на остановках или в огороды, соседу на крышу или под машину, тем более не засоряет мусоропровод в доме (а его и нет там, кстати).

Понятно, что каждая семья производит отходы в бытовой жизни, но мусор сортирует по видам: пластик – в пакеты, стекло и жесть – в специальные металлические урны, причем каждый цвет – в отдельную дыру, биологические отходы (от продуктов питания) – в специальные баки возле дома, пэт-бутылки – тоже в ящики, что чаще всего стоят у магазинов. Это позволяет эффективнее использовать их в переработке.


Например, пластик сжигают, килокалории идут на отопление или производство электроэнергии, или из них делают другие химические вещества, используемые в строительстве, химии и т.д. Биоотходы хранят под землей, их покрывают сначала пленкой, а потом засыпают землей. Вставляют трубу, и через год, когда отходы начинают гнить и выделять метан, газ поступает на бытовые или промышленные нужды. И экология не портиться, и окружающая среда не имеет изъянов – все красиво и аккуратно. Гуляя по поляне среди цветов и кустарников, обнимая деревья и любуясь природой, даже и не подрозреваешь, что под ногами – газо-мусорное хранилище. Лишь серебристый кран свидетельствует об этом.


Когда едешь по железной дороге, то видишь открытые склады спрессованного железа – автомобили, коляски, стиральные машины, компьютеры, тостеры, холодильники и все то, что содержит железо. Специальные машины их распиливают, прессуют в пакеты, чтобы затем отправить на металлургические предприятия. Мусор сюда доставляют автомобилями, а брикеты выводят вагонами.


Точно также поступают с деревянными изделиями – их перерабатывают на новые изделия.
Кстати, возле каждого магазина бытовой техники есть специально организованный мусор: сюда приносят бывшую в употреблении технику, которые сотрудники магазина пакуют и вывозят автомобилями на свалки. И именно здесь любители халявы могут поживится хорошими вещами. Ведь выкидывают не только то, что «капутт», но и вполне рабочую машину. Многие азулянты, экономя деньги, берут телевизоры, ДВД, компьютеры, видеомагнитофоны, пылесосы, настольные лампы и люстры, стиралки, фены и многое другое. Уверяю вас, эта техника прослужит еще немало времени. Просто для швейцарцев они не модны, морально усторели, есть другие приборы, зачем старье?


Каждый месяц разрешается выносить на улицы и мебель. Кто-то забирает ее домой, поскольку она тоже вполне прилична, а если не нашлось желающих, то через два дня ее забирает машина и увозит на деревоперерабатывающую фабрику. Кстати, я был рядом с одной из них. Дело в том, что наша школа немецкого языка соседствует с таким предприятием. На их свалках хорошие стенки, комоды, кресла, пианино (причем старинные, антиквариат), ящики, антресоли, стулья и т.д. А где керамика, там посуда, причем тоже целая. Их дробят, чтобы потом пустить куда-то... не знаю, как это перерабатывается, просто не видел.


Как мы выкидываем мусор из дома? Собираем в черные 35-литровые пакеты негниющие отходы (обычно это упаковка от продуктов). Выносим по вторникам на улицу. Раз в неделю приезжает машина-ассенизатор. На пакетах должна быть марка, которая свидетельствует об уплате услуги переработки данного мусора. Если нет, то ее мусорщики не заберут. Раз в месяц приезжают и за макулатурой, тут, правда, картон нужно отделять от мягкой бумаги – вот уж привередливость! Так это в нашей деревне работают с мусором.


В городах немного иначе. Там сразу платят службе уборки деньги, и машина постоянно вывозит мусор с контейнеров. Кстати, ни разу неприятных запахов я не чувствовал, видимо, все тут аккуратно пакуют и быстро утилизируют.


Нет на улицах и обычных дворников с метлами. Все чистят и убирают на спецмашинах. Едет, скажем, товарищ в яркой оранжевой жилетке и крутит баранкой, а миниатюрная машина, сигналя лампой, жесткой щеткой протирает тротуар, шланг всасывает листья, огрызки. Есть другой способ: мужик ходит с аппаратом на спине и шлангом крутит по сторонам: мощный воздушный поток собирает мусор в одно место, откуда его закидывают в черные пакеты и грузят на ассенизаторские автомобили.


На каждой улице и часто возле домой и пунктов общественного питания, стадионах стоят мусорные пакеты с пакетами. Пакеты забирают по мере их наполнения, но бывает и каждый день.


Сотрудки мусорной службы получают немало, а работать на фабрике переработки – это, значит, иметь стабильную работу. Пока сущестивует цивилизация, мусор будет производится, и этой отрасли не страшны кризисы.



Другие статьи в литературном дневнике: