Дорогу осилит идущий

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сегодня получил письмо от своей бывшей студентки Айнуры Кадыровой. Приятно стало, что не забывает группа своего куратора. Ведь в одно время я ушел из вуза, разочаровавшись в системе высшего образования. Потому что в конце 1980-х студентов мало интересовали знания, им нужен был только диплом, дающий право на высокую должность и доступ к ресурсам, деньгам. Тогда и зарождалась коррупция нового масштаба. И лишь только в начале 2003, по настойчивой просьбе заведующей кафедры Дарьи Ли, я вернулся в Ташкентский экономический университет, где преподавал туризм.


И был приятно удивлен тем, какие разительные изменения произошли за эти десять лет. У меня были студенты, которые с жадностью поглащали знания и были недовольны, если им давали мало информации или учили не тому. Меня назначили куратором группы по специальности «сервис в туризме», там училось 12 человек. Позже их стало меньше, но все равно это была самая моя любимая группа. Потому что учились чудные дети. И меня тянуло в вуз не столько дополнительный доход (а в нархозе давали жалкие гроши, я зарабатывал как журналист во много раз больше, чем преподаватель с ученой степенью), сколько желание пообщаться со студентами и дать им то, что я накопил за годы своей практики в туризме и дипломатии. Больше всего меня радовало, что группа состояла из одних только отличников.


А потом я из вуза ушел. Потому что диссиденты не нужны власти, особенно там, где формируется политически активная молодежь. Мне мягко намекнули, что журналистская деятельность раздражает правительство, и министра высшего образования особенно. Я переключился на журналистику и международные проекты по туризму. И все же мои студенты не забывали меня и присылали письма, звонили, просили совета или поддержки. Я чем мог, тем и помогал. Все закончили бакалавриат, некоторые пошли в магистратуру, а некоторые нашли работу.


Две мои студентки – Айнура Кадырова и Анастасия Канубрикова – вообще молодцы, они сумели пробить себе преддипломную практику в Бельгию, причем это сделали без помощи университета. Тогда я помню, как возмущались некоторые преподаватели, мол, они еще ни разу не были за границей, а тут соплячки едут на практику. Тогда я им ответил: учите иностранные языки, посылайте заявки в различные структуры, покажите свои знания и докажите желание получить что-то новое, прогрессивное, - и тогда вы тоже будете и в США, и в Западной Европе, не ждите, когда вам кто-то пришлет что-то на блюдце с голубой каемочкой. Вы должны радоваться, что ваши студенты получили такую возможность, это же престиж нашей кафедре и факультету. Не забывайте, что сейчас для нас проблема – обеспечение практики, а тут студентки сами нашли место, причем довольно удачное.


Так вот, две мои студентки три месяца пробыли в Европе, подкрепили знания французского и немецкого (а они еще знали и английский), приехали с хорошим материалом для дипломной работы, успешно их защитили. Канубрикова потом вообще путешествовала – в Африке была, часто в Европу ездила, поступила в магистратуру в Ташкентское представительство Московского университета сервиса и туризма. Сейчас она живет в Голландии, учит языки и думает о нострафикации своего узбекского диплома. Уверен, что такая грамотная девочка найдет себе хорошую работу и учебу. Кстати, от нее письмо я получил за два дня до Айнуры.


Айнура вышла замуж и закончила магистратуру в Ташкенте. Ее муж учился в УМЭД – университете мировой экономики и дипломатии (прототип МГИМО), потом в Казахстане. Так вот, Айнура сумела пробить себе место на мастерскую программу-2 в Университет де ла Медитераннее в городе Aix en Provence, что расположен в 30 км от Марселя. А ее супруг поступил в Веннский университет в докторантуру.


Я невероятно рад за своих студентов. Перед ними весь мир, ровная дорога, счастливая жизнь. Это богатство для страны – иметь талантливую молодежь...
Иногда я думаю, что были бы у меня такие возможности в мое время, может, и добился больше, чем сейчас имею... ну, хотя бы не был бы беженцем. Хотя, чего жаловаться на судьбу, я доволен своим путем – ведь это моя дорога ошибок и их исправлений, познания мира и общества. Больно и трудно было идти, но ведь дорогу осилит идущий.
Смотрю на своих детей и радуюсь – у них, может, будет другая жизнь. Хотя у всех будут трудности и немало шишек набьют на ходу. Увы, такова диалектика природы.



Другие статьи в литературном дневнике: