Суровые уроки жизни

Алишер Таксанов: литературный дневник

Отец мне как-то сказал: «Человека формируют хорошие люди и благоприятные обстоятельства». Согласен. Только не всегда разглядишь в хорошем человеке его плохие стороны, и не всегда жизненные условия благоприятные. Мне кажется, большое влияние на судьбу оказывают и негативные процессы.
Плохие люди закаляют человека, позволяют ему выпрыгнуть из «розового» плена, понять, что мир – это все-таки не всегда благоприятное пространство. Человек по сути – хищник, и относится к другим часто как хищник. В тебе он нуждается и поэтому выступает как партнер, коллега, товарищ, а если нет – то враг, равнодушный, завистливый. Не знаю, что чаще движет человеком – позитивные черты или негативные. Но в любом случае, он дает другому уроки жизни, которые запоминаются прежде всего. И эти уроки часто меняют жизнь, заставляют как бы взрослеть и наслаивать на сердце очередную броню.
Вот думаю, кем бы я был, если бы мой «коллега» по посольству в Москве Бахидир Хусанов не накатал на меня донос, не притянул к нашему личностному противостоянию спецслужбу и родственников у власти? И если бы министр Абдулазиз Камилов не подмахнул бумагу, совсем не задумываясь, что ломает или решает судьбу человека, не вникаясь в обстоятельства. Вообще-то Камилов еще раз подтвердил, что начальству пофигу подчиненные, они нужны лишь для того, чтобы укреплять свой статус и позиции, выглядеть лучше перед еще большими начальниками. Им приятен девиз для «мелочи пузатой»: я начальник, ты – дурак, вот и вся аксиома и проза жизни. Не согласен – ищи другую работу. А для таких карьеристов как Хусанов все средства хороши для борьбы с противником. Неважно, что у самого в голове глисты ползают, ведь за спиной есть крепкая «волосатая лапа», которая протолкнет куда надо и поддержит.
Так вот, был бы первым секретарем в МИДе, боялся всего, дрожал, встречаясь с кем-нибудь, думая, не дай бог ляпнуть что-то не то. И все свои потаенные мысли запрятал еще глубже, закопал подальше мечты и надежды. В итоге я бы стал «человеком в футляре» - а что может быть страшнее для творческого человека и ученого? Боюсь, я бы такого не выдержал. Так что, наверное, я должен быть благодарен и Хусанову для подлый удар, и Камилову, за его пофигизм к людям. Они, сами того не ведая, закалили меня, и я понял, что не всегда твой коллега – тебе партнер и товарищ, а начальник – твой учитель и наставник.
Но мир полон таких «учителей», и каждый день получаешь какие-то «уроки». Взять бы хотя другого такого типчика – Баходира Мусаева. Казалось, что может объединять меня и его, разница между нами в 22 года. Я думал, он мне как близкий друг, я доверял ему свои тайны и мысли, делился своими взглядами, искал в нем поддержку и единомышленника. И не знал, что все это старательно им доносится в одну инстанцию. Несколько раз меня предупреждали: «Алишер, ты кому доверился? Ты знаешь, что за твоей спиной этот старикашка говорит? Он тебе яму роет, а ты считаешь его товарищем!» Говорили вполне серьезные люди, но я, если честно, не верил им. Знал, что они просто так не говорят такое, но и в тоже время близко к сердцу не принимал их предупреждения. А зря! И не задумывался, почему вдруг в одно время прервал с ним всякие отношения мой отец, который работал с Мусаевым в одном институте.
Этот же старик меня и проучил. Жестоко! Видимо, как и моего отца! И урок я принял на всю жизнь! И теперь понимаю, что не всякий старик – кладезь мудрости и честности. Не стану обсуждать личность Мусаева, ныне он для меня лишь как литературный объект – не более, образ всего мерзкого и подлого; и если мне нужно описать в рассказе некого самого плохого, то из памяти всплывает это существо (я его даже человеком назвать не хочу). И все же, я «благодарен» ему, ибо понял, что нужно относится внимательно к тем, кто хочет войти в доверие. Не все золото, что поет в унисон твоей душе.
А такие люди мне встречались далее часто: и в национальной компании «Узбектуризм», и в редакции газеты «Бизнес-Вестник Востока», и в НИА «Туркистон-пресс», и в Ташкентском Государственном экономическом университете. «Учителя» ковали меня. Интернет стал для меня полем битвы. И тут вылазят всякие личности, типа чушки-хрюшки Рустамжона Абдуллаева, или квазиумного любителя кровососов Ашрафа Ахмедова, или пресс-титута Мирзо Гулом-бачи. Но мое политическое кредо проявилось, когда за меня взялись спецслужбы. Думали, что могут сломать. Хер вам с маслом! Я ваши методы и способы просек сразу. Вы смотрите на людей как на тараканов. И в этом ошибка иноятовцев!
Я сегодня такой, потому что меня сформировали в течение двадцати лет именно такие люди. Злой ли я? Гм, нет, скорее. Просто смотрю на все, исходя из личного опыта и мироощущения. И понимаю, что человек по натуре эгоист, и может, поэтому коммунизм останется лишь утопией. Миром правят совсем другие ценности...



Другие статьи в литературном дневнике: