Я уже не достаю из широких штанин...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сегодня просматривал фотокопии старых фотографий. Вот мне 1 год, а вот – 10 лет. Я рядом с родителями, еще живыми и молодыми. Вот я с любимой доброй бабушкой и сестрой... Там стоит строгий, но честный дед-чекист. Вот отец в морской форме, он еще служит на Балтфлоте. Много фотографий, и чувства ностальгии хлынули из памяти в сердце. Хорошее было время. А может, я все видел тогда в розовом цвете? Вполне возможно... Ведь взрослые проблемы тогда меня не затрагивали. Хотя и в детстве всего хватало, своих, «детишных» проблем.
А вот фотография, которую я сделал на паспорт. Помню этот день, октябрь 1982 года, мне и моим друзьям вручали паспорта прямо в актовом зале нашей школы. Присутствовали друзья, учителя, сотрудники РОВД и ветераны. Один старик с планками орденов, держа мой паспорт, с гордостью читал стих Маяковского:
«Я достаю из широких штанин,
Дубликатом бесценного груза!
Читайте, завидуйте, я – гражданин
Советского Союза!»
И вручил мне первым паспорт. Я чувствовал страшную гордость за принадлежность к советскому государству.
Только я уже не гражданин этой страны. Потому что более 20 лет как не существует СССР. Видимо, трудно удержать народы, которые не питают иллюзий к существующему строю и, тем более, ненавидят друг друга. Не скроем, даже в те года узбеки не любили казахов, таджики – кыргызов, армяне – азербайджанцев, русские – татар, украинцы – русских, прибалты – всех славян... И как только Москва ослабла, пошли национальные розни и распри. Вспыхнул Сумгаит, затем Ош, Фергана, а потом вообще пошли войны – между Арменией и Азербайджаном, в Грузии и Молдове образовались самостоятельные, до сих пор не признанные государства, и там много месяцев горел конфликт. А что говорить про гражданскую войну в Таджикистане – ужас один. Резали своих же, не говоря о других нациях.
И сейчас, спустя два десятилетия, мы храним ненависть друг другу, это видно по внутренней и внешней политике государств. Этническое меньшинство становится изгоем, ненужным на своей родине. Бегут, мигрируют люди в другие страны, надеясь, что там будут жить в благополучии. Мы стали лицами азиатской, славянской, кавказской национальности, чурками, чмошками, свиноедами и т.д.
А я помню то время, когда всего этого не было, и я держал в кармане пиджака, прямо у сердца красный паспорт. Которого у меня уже давно нет.



Другие статьи в литературном дневнике: