С колес на ноги

Алишер Таксанов: литературный дневник

Моей первой машиной были не «Жигули» ВАЗ-2101 с номером 00-53 тнх, на которой в студенческие годы я катался по улицам Ташкента, а... коляска. Детская. На днях смотрел я старый фотоальбом, и увидел себя, 11-месячного малыша, в коляске. Здоровая такая бандура, железная, настоящий бронетранспортер. Не нужно бензина к нему. Покрышки. Аккумулятора и дефицитных запчастей. И водительского удостоверения тоже не требуется. И баранку я не крутил. Потому что меня возили родители. Куда захотели – туда и покатили.
Тогда я сидел на мягкой подстилке и радовался жизни. Смотрел по сторонам. Было жутко интересно, что творилось вокруг. Правда, какие мысли были в том возрасте – вспомнить невозможно, хе-хе...
Любопытство не утихло и позже, когда повзрослел. Школа, два вуза, аспирантура. В 1985 году получил водительскую лицензию. Экзамен сдавал на «Москвиче-412», а учился вообще-то на «Волге» ГАЗ-24, старой и дряхлой. Сам управлял папиной «копейкой», у которой на стоянке на Алайском базаре стащили практически все ценное (стоянки и безопасность имущества тогда были большой проблемой!). На запчасти, ремонт и бензин вкладывал из собственных средств – стипендии, заработок (работал сторожем в школе и часто сгружал вагоны на товарной станции). Если для кого-то машина была второй женой, то для меня – первой тещей. Порой хотелось от нее избавиться, уж больно привередливой была, а про техсервис и говорить не хочу... Дефицит всего необходимого раздражал. В данном аспекте социализм был не на высоте!
Лишь в Европе сел на иномарку, и понял, какое это удовольствие. Вначале был автомобиль зятя – «Ауди-80», на которой объездил всю Германию в 2000 году, потом на его «Вольксваген» уже в 2007. Были и другие авто, но все чужие и на короткое время, причем даже грузовики – для меня вообще нечто новое. Взять в собственность транспорт не хотелось и сейчас нет желания. Хотя в Швейцарии такое разнообразие, что глаза разбегаются, и цены доступные. Не обязательно новую – поддержанную, но в хорошем состоянии. Тут такие дороги и техобслуживание, что «колеса» сотни лет прослужат без проблем. А «навигатор» доведет до любого адреса, в карте нет нужды.
Кто-то из «могущественных» имеет по несколько автомобилей, причем стоимость каждого – за шкалой физических возможностей не только семьи – целого рода! Я бы не назвал это причудами богачей, скорее всего, моральная деградация персоны или попытка показать себя крутым, мол, я могу себе позволить то, чего нет и не будет у вас. Хотя все это временно, придет иная власть – отберет до колеса, до винтика!
Но не это тема моей записи. Просто люблю передвигаться поездом – вся Швейцария доступна, не нужно в «штау» (пробке) мучиться, страховку оплачивать, стоянку, на бензин тратиться. Можно ехать и думать, любоваться природой, вести беседу. Колеса мягко стучат, тепло зимой и прохладно летом в салоне. Мне нравится всегда второй этаж поезда. Я – за экологическое существование. Да и сидеть за рулем постоянно – если уж честно – это лишний жирок на пузо. Уж лучше двигаться пошустрее.
Ведь все мы с колясок встали на ноги. Нужно ли обратно возвращаться?



Другие статьи в литературном дневнике: