Протест против помидоров

Алишер Таксанов: литературный дневник

Как-то мне отец сказал: «Алишер, я боюсь, что страной будут править мещане...» То есть люди с желанием только насытить собственные желудки, устроить свой мир, окружить его забором, навесить ряшечки и прочие побрякушки, и плевать на тех, кто за забором. Так оно и получилось. Человек все дальше отделялся от общих забот и интересов и стремился удовлетворить только свои, укрепить «эго». Может, это объективный процесс. Но когда общество состоит из одних эгоистов, то тогда возможно насилие, произвол, казнокрадство и коррупция. Ведь никто не защищает и интересуется судьбой другого. Человек обертывается в скорлупу, нежится в ней, думая, что она защитить его от внешнего влияния... Как это наивно... И как это мещански!
Может, поэтому в Узбекистане лишь небольшая часть продолжает бороться за права и свободы всех, потому что осознает опасность такого общественного состояния. Над ними смеются, издеваются, недоумевают, мол, вам больше всего надо? Надо, надо, иначе у власти тиран будет сидеть много лет, а вы будете тихо-тихо превращаться в «помидоры», то есть безмолвные растения, которых можно потом поедать. Хотя, уже поедают.
К чему это я?
Вчера скачал песни чилийской группы Illapu («Ияпу» - что означает «удар молнии» с языка местных индейцев). Потрясающая мелодия, голоса, какая энергетика! Эти люди бросили вызов Пиночету, не боялись его и боролись с ним даже из-за границы. И они пользуются уважением во всей Латинской Америке. Даже Артуро вынужден признать, что эта группа вызывает и в нем какие-то чувства, хотя он – антикоммунист. Только он мне сегодня сказал, когда увидел мой МП-3:
- Алишер, эти люди поют только протест! Мне надоели песни в форме протеста!
Я вздохнул и ответил:
- Артуро, ты, может, жил в «помидорной» среде, у тебя было все, что ты хотел, а вот не все люди имели достаток. И дело не в том, чтобы иметь или не иметь какие-то вещи, а в том, что у человека нельзя отнимать свободу и его права! А Пиночет сделал это первым делом. Потому что независимый и свободный человек – это угроза диктатуре! И люди выражали свой протест через песни. Это гражданская позиция, и это очень близко мне! Я тоже борюсь с диктатурой, и делаю это через журналистику. Illapu – это отличная группа. Есть еще группа Sol y lluvia («Сол и юбиа» - «Солнце и дождь»), мне нравятся их песни. А еще есть у меня друг Валентина, живущая в Чили, которая тоже протестует против несправедливости. Люди не желают быть игрушками в руках других, понимаешь?
Артуро скорчил рожу.
Я не стал с ним много дискутировать на эту тему. Потому что это бессмысленно, у нас разные политические подходы и ментальность, хотя это не мешает нашей дружбе. Во мне всегда жило чувство протеста. В школе я протестовал против обюрокрачивания нашей классной жизни, в институте – против равнодушия молодых и злоупотребления нашими максималистскими и романтическими чувствами старшим поколением. Чем больше взрослел, тем сильнее был протест против подавления моего мировоззрения и личного ощущения жизни, не хотел я подстраиваться под общую колону, в которой все как роботы маршировали к Великому будущему. Я презирал глупых начальников, считавших нас своими рабами. Иронизировал над наглыми ментами, могущих доказывать свою точку зрения только при помощи дубинки. Указывал на отсутствие совести продавцу, который обсчитывал и обвешивал. Рвал газету, полной лжи. Выключал телевизор, когда появлялась там физиономия главного мафиози страны.
Протест – это объективное чувство, и одно должно быть у каждого. Человеку не следует закрывать глаза на реальность и молчать, если кому-то плохо. Иначе все мы тихо-тихо трансформируемся в «помидоры», пойдем в салат на обед для диктатора.



Другие статьи в литературном дневнике: