Сеньоры чудес

Алишер Таксанов: литературный дневник

Мой друг Хорхе Артуро Касёр из Перу 30 октября пригласил меня как блогера и журналиста поприсутствовать на процессе El senor de los milagros (можно перевести как «господин чудес»), который отмечается уже много столетий католической церковью его страны. Это праздник именно его страны (хотя позже он был распространен перуанцами и в Италии, и в Испании, и в Мексике), ибо только там произошло то, что считается чудом. Об этом поведал мне друг, перед тем как мы поехали в Цюрих.
Когда-то в Южную Америку завозили рабов из Черного континента. Их использовали на различных работах, в том числе и в сельском хозяйстве, горном деле, ремеслах. В одном из городов Перу рабов из Анголы держали в каком-то закрытом здании, и там один из них в отчаянии нарисовал на стене Иисуса Христа и молился ему, прося поддержки и спасения. В 1651 году произошло страшное землетрясение, весь город оказался в руинах, было много жертв. И лишь здание, в котором находились рабы, осталось невредимым. Как оказалось, стена с изображением пророка удержала все строение. Никто не мог объяснить это явление, и лишь когда увидели рисунок, то стало ясно, что без божественной руки дело не обошлось.
С тех пор это событие отмечается как особый день милости Господа и его сына Иисуса. 30 октября в Перу большой праздник. Из главной церкви Лимы выносят огромный на деревянных перекладинах постамент, символизирующий стену и рисунок Христа, все сделано из золота и серебра. Весит святыня около 4 тонн, и нести его должны человек пятьдесят на своих плечах. Тех, кто носит, называют «сеньорами», а друг друга они зовут «братьями», и они объеденные в «братство чудес». На них фиолетово-синие плащи, на шее – веревки, означающие рабство (все-таки спаслись именно те, кто был в неволе и страдал), на груди – знак El senor. Следует отметить, в числе сеньоров – президент, министры, генералы, и это очень почетная миссия.
По команде – звону колокола в руках ведущего процессию, - сеньоры поднимают махину и, осторожно покачиваясь (что означает землетрясение), медленно несут несколько минут и десятков метров. Потом снова двойной звон – и ставят на землю. Нужно отдохнуть, ибо ноша тяжелая, плечи ноют, не каждый может выдержать такую физическую нагрузку. В этот момент подходят родители - они несут своих чад, и сеньоры берут их, подносят к стене с рисунком Христа и крестят. Считается, это защищает детей от невзгод и потрясений. Взрослые целуют святыню. Говорят, что бывают чудеса – больные выздоравливают, бесплодные женщины беременеют, невезучие получают радостные вести.
В испанской католической церкви в Цюрихе все происходит в меньших масштабах, но зато также торжественно и с соблюдением всех необходимых ритуалов. В начале всего – молитвы и псалмопение на испанском языке, потом начинается сама процессия: 18 сеньоров берут символ – это около семисот килограммов – и выносят из церкви. У входа в здание из роз и каких-то других цветов прямо на асфальте расписали пано. Впереди идут дети с флагами, потом женщины в белых платках и синих платьях, в руках у них - серебряные чаши, где тлеют благовония. За процессией – священники и оркестр, который играет разные мелодии. Когда сеньоры останавливаются отдохнуть, то начинают петь женщины.
Идти по местным меркам недалеко – от церкви до католической миссии Перу, но на все уходит около сорока минут. Полицейские на мотоциклах обеспечивают беспрепятственное шествие. Сопровождают обычные люди, которые подбадривают сеньоров и тоже поют. Встречные прохожие, проявляя любопытство, спрашивают, что это означает, и перуанцы с охотой рассказывают на немецком языке о сути данной процессии.
Швейцария – толерантная страна, граждане проявляют уважение и терпимость к иным расам, конфессиям, традициям и культуре. Никому в голову не придет назвать это проявлением фундаментализма и противоправным шествием религиозной группы. Вероисповедание – частное дело человека, и государство не вмешивается, за исключением тех случаев, когда что-то может угрожать безопасности страны и общества. И не являются на церемония и процессию чиновники от местной власти, чтобы проконтролировать, что и как, и в случае чего спустить на людей полицейских с дубинками – такое просто невозможно, в отличие от Узбекистана. Уважительное отношение государства к религии создает условия для уважительного отношения людей к власти, законопослушанию.
После этого мероприятия, часа в 4 дня, все едут в культурный центр, где начинается другая программа: танцы, песни, гастрономия. Было очень интересно, и я не пожалел, что воскресенье потратил время на это дело.



Другие статьи в литературном дневнике: