Далекий 1987 год

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сегодня мой друг Гаухар Низамеддинова прислала мне фотографии, которые были сделаны в сентябре 1987 года в Ташкентской области, поселке Солдатское. Меня и моих друзей - выпускников и сотрудников Ташкентского института народного хозяйства (а меня отставили здесь, на кафедре «Статистика») - направили, так сказать, помогать рабочему классу сельского хозяйства. Для местного совхоза, в котором преобладали турки-месхетинцы (кстати, не совсем уж добродушные люди, если честно признаться), мы собирали виноград.
Были аспиранты, стажеры, исследователи, преподаватели, лаборантки разных кафедр, отделений, и все мы на равных трудились у лозы в позах «Г», «С», «Ш» и даже «П». Конечно, кушать нельзя было, следовало все собирать в чаны, но кто же мог отказать себе полакомиться? Особенно учитывая то, что денег нам за этот труд как бы и не дали, мол, проели мы все доходы (что было враками), поэтому брали натурпродуктом.
Виноград был отличный, и собирать его было и просто, и трудно. Нагибаться приходилось. Ползти иногда. Солнце печет. Еще ос много, пауков... Вот мухи доставали нас – просто ужас! К примеру, перед тем как лечь спать мы, вооружившись полотенцами, гоняли их как вентиляторами из помещения, но они все равно влетали обратно и мучили нас...
Наш шеф (уж не помню точно фамилию, но по-моему доцент Джумакулов, толстый такой, из кафедры бухучета) пытался нами командовать как студентами, нормы установил, но мы все дружно послали его на три буквы и сказали, чтобы так он разговаривал со своей задницей. Поняв, что из нас рабов не сделает, он крутил дела с деньгами и продуктами, «химича» там по «черной» кассе. Мы получали на обед и ужин какое-то месиво, именуемое пища. Есть было отвратно, и мы покупали продукты в магазине и тем питались.
Однако было весело. Вечерами танцы, разговоры. Я подружился со многими. Другом моим стал Максад Аллавиддинов, который позже ушел в налоговую. Валерий Дададжанович Джураев – умнейшая голова! - из кафедры «Планпром» потом работал на ташкентской бирже. Гаухар из лаборатории технологии торговли. Марина Юсупова из «Кибернетики». Гуля (ах, фамилию не помню) – лаборантка. Короче, со многими. Собирали и отдыхали, разговаривали между собой на разные темы. Никому не позволили понукать нами. Слушали радио и истории из частной жизни кого-нибудь из коллег. Я чувствовал, что студенчество закончилось, и у меня начинается взрослая жизнь.
А потом мы вернулись домой.
Прошло много лет, а я вспоминаю эти солнечные дни особенно тепло. Может, кто-то и фыркнет, мол, тогда было плохо, только я с ним не соглашусь. Я считаю, что в те времена у нашей республики (как и у страны) были неплохие перспективы, если бы...
Впрочем, уже поздно рассуждать на тему «Если бы...» У истории нет сослагательного наклонения.
Просто все остается в памяти. И эти фото тоже...



Другие статьи в литературном дневнике: