Выгодный бизнес узбекской таможни

Алишер Таксанов: литературный дневник

«Правительство Узбекистана приняло новую программу по совершенствованию государственной таможенной службы, которая должна помочь улучшить систему изъятия наркотиков, оружия и контрабанды», - об этом сообщило ИА REGNUM. Нововведением стало то, что «утвержден специальный премиальный фонд. Из этого фонда таможенники будут получать премии за конфискованные товары. Их размер будет колебаться в зависимости от стоимости конфискованного товара».
Вообще-то нововведение сомнительное с точки зрения экономической целесообразности и правового порядка, хотя нечто подобное Кабинет Министров Узбекистана уже утверждал несколько лет назад. Тоже для стимулирования работы органов МВД, прокуратуры, судов, лицензионных структур создавались фонды, средствами пополнения для которых были изъятия у бизнеса, частных лиц, попавших под каток уголовного и прочего преследования. Само собой разумеется, все старались, ибо бабло в рамках определенных процентов рекой текло им. Фактически это стало кормушкой для всех проверяющих.
Как же это отразится на таможне? Представьте себе, что через таможенный пост предприниматель провозит коммерческий груз – одежду, обувь, продукты и т.д., то есть ликвидные товары. Стоит это 20 млн. сумов. Конечно, у таможенников ладони чешутся, а вот коммерсант непонятливый попался, не хочет давать взятку. Это только в фильме «Белое солнце пустыни» таможенники не гнушаться мздой – им за державу обидно. А вот наши – любят бабло, особенно зеленного цвета. Так вот, можно раскрутить несговорчивого декларанта товаров на «законных» основаниях. Потому что нормативно-правовая база настолько несовершенна, столько в ней несостыковок и прорехов, что всегда найдется пунктик, по которому можно обвинить человека в совершении нарушения. Мне кажется, что это делается даже специально для стимулирования коррупции. Оспорить бизнесмену с представителем органа государственной власти этот пунктик, доказать свою точку зрения невозможно. Ведь государство всегда право, и таможенник отстаивает интересы государства.
Само собой, товар не уничтожат, а продадут, и деньги пополнят фонд таможни, а таможенник, проявивший «бдительность», получит свои 5 млн. сумов. А поскольку через посты проходят тысячи коммерсантов в день, то и объемы потенциальной конфискации очень внушительные. Пострадает только тот, кто захочет быть честным.
А теперь представим себе, что провозят наркотики. Их обнаружили на таможенной границе. Конфискованное «зелье» не продашь, оно подлежит уничтожению. И никакого поступления бабла в фонд, и нет личной заинтересованности за бдительность. Ну, может, в приказе отметят, один выходной день дадут – и все. А кушать ведь хочется. Так что лучше трясти бизнесменов, как плодоносное дерево, чем иметь дела с наркотрафиком. Кстати, наркокурьеры-то поделятся, им выгодна коррупция, а вот честному бизнесмену – нет.
Сами же таможенники «признаются» о коррупции в их рядах. Но делают это как-то иначе, типа, проблема не системная, а личностная. В частности, «зампред комитета Рустам Мансуров в числе проблем назвал "коррупцию в рядах таможенников". "Еще существуют "нечистые" на руку таможенники. Нашей главной задачей мы видим искоренение подобных "оборотней". К сожалению, также встречаются среди наших работников и те, кто нарушают законы по статьям "Вымогательство", "Мошенничество", - сказал он приводя в пример факты, когда этим летом работники охраны и таможенники аэропорта "Ташкент" помогали пассажирам перевозить посторонние предметы и багаж».
То есть «помогали» перевозить предметы – и все, мелочь пузатая... Как смещены акценты! И упрятывается айсберг коррупции под водой. Ведь таможня занимается чаще всего иным, где можно нагреть руки. А вышеуказанный Р.Мансуровым факт – это «детские игрушки»...



Другие статьи в литературном дневнике: