Один глупец и сотня мудрецов

Алишер Таксанов: литературный дневник

Удивительные материалы пишут некоторые местные журналисты и зарубежные исследователи, прямо начинаешь завидовать их способности анализировать реальность. Ну, как можно из дерь... эээ, из чего-то несуразного и неестественного сделать конфетку и облачить в яркий и блестящий фантик, от чего волосы дыбом встают? Оказывается, если постараться, то можно. И это, оказывается, не сложно. Но больше всего люди балдеют от того, что подобными фокусами занимаются иностранные эксперты (к нашим-то мы как-то привыкли и знаем, что от них можно ожидать!). А нам остается только вздыхать и хлопать в ладоши.


О чем это я? – подумают читатели. Эээ, скажу: о статье под таким интригующим названием как «Узбекистан на подъеме - этого не отрицают даже оппоненты», автором которого стал Мансур Ахмедов и которая была опубликована в газете «Узбекистан тудей». Он пишет, что «Несмотря на трудности переходного периода, за прошедшие со дня обретения независимости годы республикой пройден большой путь, проделан значительный объем работы, достигнуты существенные результаты».


16 лет – это небольшой путь для государства, и за это время достичь серьезных результатов не просто, хотя и возможно. Есть ли такие результаты у Узбекистана? Кроме помпезных и дутых цифр о росте ВНП на 7-9% в год и снижения, якобы, инфляции правительство Ислама Каримова ничего не выдало. 6 млрд. долл. внешнего долга – вот первый «итог» реформ, «достижение» в 2006 году, достижение 30% барьера от уровня 1990 года по доходам населения (то есть люди живут на 1/3 часть от того, что было 17 лет назад, или доходы упали в 3 раза) – это второй «итог». А чем дальше в лес, тем больше «итогов». Где те 100 млрд. долларов инвестиций, о которых ныне толкует Ислам Каримов? Как страна могла поглотить такой фантастический объем средств, если 2 млн. узбеков ищут работу за пределами родины, и когда простаивают заводы и фабрики? Никто не может дать реальную оценку взятых кредитов, какова отдача от вложенных средств? Почему эта сумма вложений не ощущается в стране? Вся система инвестиций и кредитов нетранспарентна.


Что же пишет газета «Узбекистан тудей» дальше? «Узбекистан не только сохранил базисные секторы национальной экономики, но и сумел обеспечить зерновую и энергетическую независимость, развить мощную индустрию, освоить новые отрасли промышленности, в том числе автомобилестроение».
Сейчас много говорят о т.н. зерновой независимости, на самом ли деле она есть? – часто задаются вопросом эксперты. И они ставят вопросы о качестве изготовляемого хлеба, точно так же как и вдруг возникшем недавно дефиците мучных продуктов, масла?.. Что за энергетическая независимость, которая создает проблемы в потреблении населением газа? На карте страны еще много негазифицированных поселков, однако И.Каримов предпочитает продавать этот ценный ресурс за рубеж в ущерб интересам страны. Почему часто отключают электричество или вообще не подают в некоторые регионы, ставя людей в сложные проблемы выживания? Для кого реформы – для России или Украины проводит президент-узурпатор, или для граждан Узбекистана? Про автомобилестроение вообще говорить не стану: производятся машины, которые не выпускаются в Германии и самой Южной Корее уже много лет, и при этом цены на них недоступны для большинства жителей республики.


Но больше всего меня «убила» фраза Мансура Ахмедова: «Успехи за годы независимого развития не могут однозначно отрицаться даже самыми непримиримыми оппонентами нашей страны». Перечислите-ка мне фамилии этих «непримиримых оппонентов», уважаемый г-н Ахмедов, которые «однозначно не отрицают успехи». Я, например, как экономист, абсолютно не согласен с этим заявлением, и считаю, что никаких успехов в народном хозяйстве Узбекистана не существует. Есть накрутка ВНП в нереальном секторе, однако это не означает, что экономика развивается. 50% экономики в «тени» - это успех? 5 место в мире по коррупции – это позитивный результат?


Ах, вот в чем дело! Автор ссылается на исследование "Экономика Центральной Азии: картография будущих перспектив до 2015 года", подготовленный специалистами Института Центральной Азии и Кавказа в рамках Программы исследования Шелкового пути при университетах Джона Хопкинса (США) и Упсалы (Швеция). И тамошние эксперты считают, «при сравнении нынешних показателей и потенциала промышленного сектора стран региона, самый высокий реальный рост ВВП наблюдается в Узбекистане».


Уверен, что данные эксперты сами не сидели в Госкомстате Узбекистана, чтобы свести все цифры и выбить результат, не изучали ситуацию на местах, а просто скатали данные с бумаг, что им любезно предоставили узбекские дипломаты из ежегодный отчетов фантастики и сказок Кабмина. И на базе этих нереальных цифр сделали прогнозы. Но кто им поверит? Ага, вот этот самый же автор Мансур Ахмедов и газета «Узбекистан тудей» поверили. И даже приписали: «Эти данные, в объективности которых сомневаться не приходится, дают представление о происходящем в экономике Узбекистана».


Специалист в области макроэкономики и статистики наверняка бы схватился за голову: боже мой, откуда такая чушь? Как можно говорить об объективности, если цифры пришутся с потолка? Не стану говорить о работе Госкомстата РУ, ибо я имел связь с этим учреждением лишь в 1987-1990 годах, когда преподавал статистику в ТашИНХ. Сошлюсь на данные недавних времен. Я когда-то работал в НК «Узбектуризме» и видел, как председатель Бахтияр Хусанбаев выдумывал прогнозные индикаторы сектора гостеприимства на 5 лет вперед, и все это легко в правительственное постановление. Никаких точных расчетов не было, хотя плановый отдел пытался кое-что представить на будущее. Рост брался, исходя из масштабов фантазий и совести руководителя компании... И может, поэтому, никаких серьезных сдвигов нет в отрасли туризма. А что говорить в целом о всем народном хозяйстве?


Но что там еще приписал автор? «Вступление Узбекистана в Евразийское экономическое сообщество является еще одним важным шагом в укреплении экономических связей с соседями». Ранее Ташкент инициировал создание Единого экономического пространства (Шымкент, 1994), который переименовывался то в Центрально-азиатское сообщестьво, то Экономический форум, то в Организацию Центрально-Азиатского сотрудничества, а проку от этого было никакого никому. Точно так же легко Узбекистан вступил в ЕвроАзЭс, как и «кинул» в забытье свое «детище» - ОЦАС. Потому что не собирается ни с кем интегрироваться, чтобы там не балакал журналистам генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота.


Как пишет М.Ахмедов, «в одной газетной статье трудно охватить весь спектр жизни нашего государства, все аспекты его внутренней и внешней политики». Мне же на каждый выдвигаемый аргумент давать альтернативную точку зрения тоже не просто, потому что не хватит времени и желания, а у читателей – терпения все это читать. Как говорит поговорка: один глупец задаст столько вопросов, что сотня мудрецов не смогут ответить. Пускай сами люди решат, где правда, а где ложь, ибо на себе каждый день испытывают эксперименты, называемые «узбекской моделью развития».
Алишер Таксанов


Ниже приведена статья из «Узбекистан тудей»: Узбекистан на подъеме - этого не отрицают даже оппоненты


Накануне праздников принято подводить некоторые итоги, строить дальнейшие планы. Несмотря на трудности переходного периода, за прошедшие со дня обретения независимости годы республикой пройден большой путь, проделан значительный объем работы, достигнуты существенные результаты. Узбекистан не только сохранил базисные секторы национальной экономики, но и сумел обеспечить зерновую и энергетическую независимость, развить мощную индустрию, освоить новые отрасли промышленности, в том числе автомобилестроение. Успехи за годы независимого развития не могут однозначно отрицаться даже самыми непримиримыми оппонентами нашей страны.
Как отмечается в обнародованном на днях докладе под названием "Экономика Центральной Азии: картография будущих перспектив до 2015 года", подготовленном специалистами Института Центральной Азии и Кавказа в рамках Программы исследования Шелкового пути при университетах Джона Хопкинса (США) и Упсалы (Швеция), при сравнении нынешних показателей и потенциала промышленного сектора стран региона, самый высокий реальный рост ВВП наблюдается в Узбекистане. В краткосрочной перспективе он может составить 7 % ежегодно.
Авторы доклада отмечают, что рост ВВП в Узбекистане обусловлен расширением реального производственного сектора и снижением сырьевой зависимости. Отмечается резкое увеличение промышленного экспорта Узбекистана за последние три года в среднем около 20% ежегодно. Отмечается, что в области промышленного экспорта Узбекистан к 2015 году может стать региональным лидером, объем производственного экспорта страны увеличится до 2,518 млрд. долларов с нынешних 800 миллионов.
Эти данные, в объективности которых сомневаться не приходится, дают представление о происходящем в экономике Узбекистана.
Взаимовыгодное экономическое сотрудничество с ведущими странами мира всегда было одним из важнейших приоритетов руководства страны. Так, республика планирует привлечь в 2007 году 1,22 млрд. долларов иностранных инвестиций, в том числе 630 млн. долларов в виде прямых капиталовложений.
Вступление Узбекистана в Евразийское экономическое сообщество является еще одним важным шагом в укреплении экономических связей с соседями. Говоря о вступлении Узбекистана в сообщество генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота отметил, что для сообщества факт вступления Узбекистана в ЕврАзЭС очень важен. "За короткий срок членства в сообществе Узбекистан заявил о себе как об активном, имеющем собственную позицию, осознающем свои собственные интересы государстве",- сказал он.
Итоги социально-экономического развития страны за первое полугодие 2006 года были подведены на заседании Кабинета Министров Узбекистана. На нем отмечалось, что прирост ВВП по сравнению с первым полугодием 2005 года составил 6,6%, положительное внешнеторговое сальдо составило 883,1 миллиона долларов США. Государственный бюджет исполнен с профицитом 1,2 процента, уровень инфляции составил 3,5 процента. Эти цифры ярко иллюстрируют положение дел в экономике страны, которая находится на подъеме.
Еще одной темой, которая приковала внимание мировой общественности к Узбекистану, стало Распоряжение Президента Узбекистана, предусматривающее подготовку законодательных нормативных актов, в связи с отменой смертной казни, которая намечена, как известно, на 2008 год. После опубликования документа видные политики, эксперты и юристы многих стран выразили полную поддержку усилий руководства страны, направленных на либерализацию судебно-правовой системы. В частности, председатель общества дружбы "Европа-Берлин" Вернер Фурман подчеркнул, что в Узбекистане процессы реформирования судебно-правовой системы осуществляются активно, и в этом деле задействованы представители всех слоев населения, широкая общественность. "Мы считаем, что это является характерной особенностью принципов демократии",- сказал он.
Общепризнанным фактом остается то, что Узбекистан является одной из самых благополучных и безопасных с криминальной точки зрения стран СНГ. За первые шесть месяцев нынешнего года в Узбекистане на 100 тысяч жителей пришлось 146 преступлений, в то время, как в Казахстане этот показатель составил 446, Украине- 433, Кыргызстане - 292.
Разумеется, в одной газетной статье трудно охватить весь спектр жизни нашего государства, все аспекты его внутренней и внешней политики. Однако уже сегодня, оценивая с нынешнего 15-летнего рубежа пройденный путь и ориентируясь в будущее, можно с твердой уверенностью заявить, что заложен надежный фундамент будущих достижений.
Мансур Ахмедов, UT



Другие статьи в литературном дневнике: