Фюрер это вождь в законе

Алишер Таксанов: литературный дневник

Недавно опять перечитал интервью Ислама Каримова корреспондентке российской «Независимой газеты» Виктории Панфиловой «При империи нас считали людьми второго сорта», чтобы в очередной раз убедиться, что скромность украшает мужчину, но, как у нас бывает, настоящий мужчина украшений не носит. Увы, Ислам Каримов не отличается особой скромностью в отношении своего владычества.


Он наивно полагает, что в его стране цветные революции невозможны, хотя любой политолог или социолог может заметить, что нынешняя ситуация - критическая и взрыва вряд ли можно избежать. Другое дело, как добиться минимальных для государства и общества потерь, ибо любая революция ведет к экономическому и политическому хаосу и кровопролитию. Впрочем, этот вопрос напрямую связан с деятельностью главы государства, который почти 20 лет руководит Узбекистаном: вначале как первый коммунист, а потом и президент. Только президентство постоянно продлевалось под различными предлогами, что в народе приводит к правовому нигилизму: если закон нарушает «папа», то почему этого не могут позволить себе и «дети»?


Вообще, деятельность узбекского лидера напоминает страхового агента, который желает нам добра после зла. Он считает, что должен довести до конца реформы, правда не уточняет, до чьего конца. Почему в демократических странах никто не продлевает себе полномочия, тем более не увеличивают срок с пяти до семи? Нас уверяли, что в Израиле, Турции и еще где-то семилетнее президентское правление, но тогда нужно вспомнить, что в США – и России – четырехлетнее, но ни Джордж Буш, ни Владимир Путин не устраивали референдумов, чтобы посидеть еще пять лет в рамках первого срока. Вообще, в узбекской Конституции ни слова не говориться о том, что можно такое совершить, и насколько хитра восточная философия, которая создала идеологическую платформу для укрепления власти у Ислама Каримова, этому стоит долго удивляться. И Запад этому удивляется, точнее – поражается.


В одной из телепередач по местному «ящику» я услышал, что к 1992 году было разработано много проектов Основного закона, но прошла президентская. И именно этот проект стал правовой основой современной диктатуры: посмотрите, в Конституции нет ни одного упоминания об импичменте или иных способов контроля за главой государства и его смещения с должности. То есть никто не может лишить его «законных» прав, чем не абсолютная власть, которая в течение последующих 13 лет не стала абсолютно развращенной? Президент сам писал текст для своей должности – абсурд для любой страны, стремящейся к демократии и гражданскому обществу.


Но даже и эта Конституция оказалась «ограниченной» для широкой деятельности Ислама Каримова. Ладно, в 1995 году нас провели за нос, заставив продлить первые полномочия, но почему мы клюнули на эту же удочку во второй раз, пойдя к урнам в 2002 году? Разве было не ясно, что изменение сроков с 5 до 7 лет – это не для будущего лидера, а для настоящего «папы»? И как отмалчивался сам Ислам Каримов, когда мировое сообщество, да и рядовые узбекистанцы задавались вопросом: останется ли «человек, определивший эпоху» у власти после января 2005 года? Со страниц официальной прессы некоторые эксперты уверяли, мол, эти конституционные изменения – для будущего лица, а сейчас они молчат в тряпочку, потому что сказать нечего.


Ибо иллюзии прошли с осени 2004 года, когда никто о президентской гонке и не заявил (а о парламентской – забивали аж эфир и страницы газет). Такое складывается впечатление, что электорат – это одноразовый народ, и не больше! Сам же Ислам Каримов никак не прокомментировал легальность нахождения у власти. На вопрос журналистки В.Панфиловой: «В 2007 году должны пройти президентские выборы. Может так случиться, что вы не станете выставлять свою кандидатуру? Нет ли у вас преемника – по примеру некоторых коллег – президентов стран СНГ?» – узбекский президент отвечает, словно нет ничего удивительного том, что он собирается сидеть еще два года в «Ок-Сарае».


Вот его слова: «Времени до выборов остается достаточно, чтобы спокойно определиться». То есть еще не известно, уйдет ли И.Каримов на заслуженный покой или продолжит «работать» на народ и дальше, еще на…. семь лет. Учитывая предыдущие игры, не стоит строить иллюзий.


«Важно, что сейчас мы встали на путь формирования независимых ветвей власти, включая исполнительную, - рассказывает дальше очередную «демократическую» байку И.Каримов. - Я очень хотел бы, чтобы правительство было действительно самостоятельным. Сегодня, надо признать, все замыкается на мне, и это не случайно: мы прошли через весьма непростой период развития, приходилось отвечать на многие нелегкие вызовы времени, и я просто вынужден был брать все на себя».


Ну, скромности здесь президенту не отказать: это он мучался за нас, работал, развивал страну, строил дома, сеял и собирал урожай хлопка, торговал у прилавка, учил в школах, ловил шпионов, а мы сидели и били баклуши. Бедненький, как он мучался, взвалив все на себя. И не он, а мы, якобы, замкнули все ветви власти на нем, ибо, если судить по тому, что происходит в Узбекистане, Каримов – царь и бог, отец и мать, судья и прокурор. Но ведь «нелегкие вызовы времени» были созданы им самим, его режимом, зачем на нас скидывать свои промашки?


Но И.Каримова не остановить: «Постепенно ситуация будет меняться. Нужно генерировать то поколение, которое придет после нас. Очень важно, чтобы пришли достойные люди, которые сумеют продолжить процесс коренной модернизации страны». Безусловно, генерируют поколение в Аппарате президента, где готовят узбекскую элиту – лучшую часть стада. Достойные убежали в другие страны, и вообще в нашем понимании эмиграция – это улет тех, кого сильней надули. Имеется в виду по конституции.
(17.03.2005)



Другие статьи в литературном дневнике: