Записки из прошлого

Алишер Таксанов: литературный дневник

Ковырялся в своих архивах на диске и обнаружил незаконченные путевые заметки о Москве. Вообще-то я их готовил для газеты «Деловой партнер» еще в 1999 году, когда летел через Россию в Латвию. Но не закончил. Не знаю, что послужило тогда причиной, может, настроения не было или редактор сразу зарезал эту идею, мол, Москва ныне нам не старший брат и нечего пи-арить эту страну (тогда все были помешаны на руссофобии). Короче, рука больше не поднялась над клавой по этому поводу.
А теперь подумал, а что зря им пропадать? Поставлю-ка я их в Интернет. Естественно, среди читателей наверняка найдутся такие, кто подумает: мол, чего этот узбек туфту пишет, совсем это не так у нас? Но ведь это мой взгляд, иностранца на Россию, что уж тут поделать? Какими глазами я видел страну, так и описал.


ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ТАШКЕНТА В МОСКВУ, ИЛИ
КРАТКИЕ ЗАМЕТКИ УЗБЕКСКОГО ТУРИСТА (1999 год)


АЭРОПОРТ. Аэропорт “Шереметьево” не зря носит стандарт международного. Честно признаться, я, как турист, был доволен, что обслуживание узбекских самолетов было перенесено из “Домодедово” в “Шереметьево”. Быстро пройдя паспортный и таможенный контроль, я вскоре уже был на улице. Как и в любой развивающейся стране, возле аэропорта крутились частные извозчики. Цены они заламывали, исходя из оценки внешнего вида клиента. Я, видимо, не походил на сына Рокфеллера, и мне было предложено доехать до любой точки Москвы “всего лишь” за двадцать баксов. Но и эта сумма для меня казалось слишком крутой. Нет уж, спокойно доеду на троллейбусе или автобусе до дома.


БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ. Без этого документа милиция имеет право задержать вас по истечении третьих суток вашего пребывания в Москве. Если приезжий остановился в гостинице, то регистрацию выдают сразу после оплаты номера и она действителен, пока гость пользуется услугами гостиницы. Если же кто-то хочет остановиться у родственников или знакомых, то тут нужно выполнить ряд обременительных правил. Прежде всего, в ЖЭКе сделают квартиросъемщику перерасчет, ведь гость наверняка будет пользоваться коммунальными услугами.


ВОСТОЧНЫЕ БЛЮДА. Заглянув в один из частных ресторанчиков по ул. Большая Ордынка, я сел за стол и попросил принести меню. Каково же было мое удивление, когда я прочитал в списке восточных блюд “Плов с рисом”.
- Разве бывает плов без риса? – растерянно спросил я у официанта.
- Конечно, - без тени сомнения ответил тот. – Мы предлагаем плов из пшенки, овса, ячменя, гречки.
- А на каком Востоке готовят такие блюда? – поинтересовался я, не припоминая подобного в списке кулинарных изделий народов Центральной Азии. Может быть, это готовили папуасы?
Ответ меня ошеломил:
- Конечно, в Узбекистане!.. Вы знаете, как там любят плов из гречки! – стал уверять меня официант. – К нам специально приезжал мастер пловных дел из Бухары и учил наших поваров тайнам восточных блюд.
- К вам приезжал аферист и далеко не из Бухары, - с тенью досады произнес я. – Хорошо, дайте мне этот… з-э, как там?.. А, плов с рисом!
То, что мне принесли через полчаса после заказа, мало чем напоминало мне привычный плов. Мясо с луком и морковью было пожарено отдельно, а в качестве гарнира приложен кашеобразный рис.
Раздосадованный я попросил позвать хозяина. Когда тот подошел, я показал ему свой узбекский паспорт и сказал, что мне стыдно есть то, что сейчас под маркой узбекского блюда преподнесли в этом ресторане. “Если хотите увидеть настоящий плов, то дайте мне ваших поваров, продукты, и я научу их готовить по-ташкентски это блюдо”, - добавил я.
Нужно отдать должное, хозяин сработал оперативно, и вскоре продукты были готовы. Единственная проблема состояла в том, что на кухне отсутствовал казан – такой посуды в Москве не знали. И пришлось мне, внутренне ругаясь из-за этого, готовить плов в небольшом котелке. Два русских повара внимательно следили за моими движениями (причем один даже записывал) и узнавали о специях, приправах и отличиях плова в различных регионах Узбекистана. Уже через час можно было снимать пробу. Нельзя сказать, что мне самому понравилось то, что приготовил. Однако повара и хозяин были в восторге!
- Если хотите узнать большее, то не скупитесь на средствах – отправьте кого-нибудь в Ташкент. Там его быстро научат чудесам восточной кулинарии, - посоветовал я хозяину. – Заодно он купит казаны, мантышницу и другие приспособления для кухни.


ГОСТИНИЦЫ. Трудно пересчитать, сколько отелей в Москве. Еще труднее узнать, сколько сдаются в аренду частных квартир и домов. Но я знал, что по ул. Большая Полянка располагалась гостиница узбекского дипломатического представительства. И там я мог без проблем получить и приют и ночлег. До нее я добрался часов в четыре утра – ведь с “Шереметьева” до центра города не так уж близко. Но едва мне дежурный администратор назвала стоимость одноместного номера – 45 долларов в сутки, как у меня пропала охота здесь останавливаться. Решил, что все-таки доберусь до друга и у него остановлюсь. Благо он свой человек, все поймет.

ДЕМОКРАТИЯ. Что-что, а этого здесь также достаточно, как и путан. Правда, некоторые москвичи называют власть дерьмократией. Но это уже им судить, поскольку сами выбирали, сами и оценивают. Но, если признаться честно, то со свободой совести, мысли и печати нам, узбекистанцам, до них еще плыть не одно столетие.


ЛОХОТРОН. Именно так можно назвать игру, которая с одной стороны близка к Уголовному кодексу России и других стран, а с другой – человека, который ввязался в эту игру. В Москве, как свидетельствует милиция, развелось много специалистов по одурачиванию простофиль или приезжих, и нужно сказать, зачастую им это удается. Мне не раз приходилось видеть разборки деревенского парня, впервые, наверное, очутившегося в столице и сразу попавшегося на удочку маститых мошенников, и обступивших его крутых ребят. Естественно, “победа” осталась за обладателем выигрыша. Среди бедолаг оказываются и выходцы из Средней Азии. Наивные, они через полчаса остаются без штанов и возможности получить какую-либо помощь со стороны органов правопорядка. Сама милиция не очень-то и любит приезжих, мол, от них и вся преступность.
Меня самого дважды пытались втянуть в лохотрон. Один раз я вышел из м.Динамо и пошел в сторону Федеральной Авиаслужбы, как меня обогнал парень лет двадцати восьми и вдруг, остановившись, он воскликул:
- Ух, ты! Баксы! – и, наклонившись, он поднял перетянутый резинкой полиэтиленовый пакет с зелеными бумажками.
Я прекрасно знал этот фокус и поэтому пошел дальше, даже не обращая внимания на мошенника. Но тот, наверное, подумал, что я не услышал его возгласа (который, по его мнению, меня должен был заинтриговать), побежал за мной и стал горячо говорить чуть ли не в самое ухо:
- Слушай, мужик, я тут доллары нашел! Ты никому не говори об этой находке, а я тебе за это тридцать процентов отдам!
- Станиславский сказал бы: не верю! – ответил я.
Тот в полном недоумении посмотрел на меня.
- Хреново играешь свою роль! Пора меня репертуар! – объяснил я. – Вали от меня подальше, пока я милицию не позвал!
Мошенник тот час исчез.
Но через полчаса, уже в здании аэровокзала меня опять пытались надуть, причем вполне официально. Среди магазинчиков, расположенных внутри огромного помещения, располагалась кабинка с игрой в компьютерное лото. На стекле висел документ, разрешающий этот вид деятельности. Человек шесть – девушка и мужчины средних лет стояли и искали “жертву”. Им чуть не оказался я, который разгуливал в поисках нужной авиакассы.
- Мужчина, можно вас на минутку? – попросила меня девушка. – Не поможете ли вы нам?
-Я не играю в игры! – отрезал я, прекрасно зная эти средства одурачивания.
“Коты Базилио” и “лиса Алиса” нервно заерзали. “Буратино” попался им, видимо, строптивый. Но девушка продолжала ворковать:
- Нет, вы можете не играть. Просто как незаинтересованное лицо запустите механизм – и все!
- И все? – с подозрением переспросил я.
- Конечно! – уверяла “лиса Алиса”. Она считала, что меня взяла на “крючок”. Я подошел к окошку и увидел компьютер. Сидевшая внутри сотрудница показала на “мышку” и сказала:
- Нажмите на клавишу – и игра начнется!
- Эй, в программе предусмотрена теория случайных чисел, и от моего нажатия ничего не зависит! – произнес я.
- Так все равно нажмите! Вам же это ничего не стоит!
Я выполнил эту просьбу и тотчас стал отходить. Увидев, что жертва покидает “поле битвы”, сотрудница быстро произнесла:
- Игра пошла! О-о, есть выигрыш! Выпали номера семь и четыре!
“Лиса Алиса” воскликнула: “Я выиграла!.. Спасибо вам! Вот, возьмите от меня эти жетончики в благодарность!” – и она всучила мне два пластика с цифрами “два” и “пять”. Через секунду ее не было, вероятно она побежала “получать приз”. Я уже уяснил смысл этой ловушки.
В это время сотрудница закричала:
- Теперь выиграл обладатель цифры “два”!
Тут “игроки” заволновались. Стали слышны их “горестные” вздохи, что им не повезло, видно не судьба. И, естественно, стали возникать вопросы, а где этот счастливчик, почему он не торопиться получить приз. И все, конечно, уставились на меня.
- Ну, у меня “двойка”! – хмыкнул я и услышал в ответ:
- Вы должны еще сделать ставку!..
Я тут перебил сотрудницу, мол, предупреждал, что не играю в такие игры.
- А зачем вы тогда взяли жетон? – сурово спросила та.
- А я и не брал! Нашел на полу и хотел вернуть вам, зачем мусорить такой красивый зал! – и, положив пластики-ловушки ей на стол, я стал отходить в сторону. “Игроки” поняли, что “жертва” уходит не одураченная, а значит, они остаются без “дохода”. И тогда сотрудница предприняла отчаянную попытку меня вернуть:
- Ну, хоть выигрыш возьмите!
- Перечисли это в Фонд пострадавшим вкладчикам “МММ” и “Властелины”, - произнес я, даже не повернувшись.
Но лохотрон за моей спиной продолжал работать, ища новую жертву…


МИТИНГИ. О-о, митинговать в Москве любят. Причем по любому поводу. Понятно, когда люди собираются в большую группу и идут протестовать перед правительственными органами в связи с невыплатой зарплаты, отсутствия социальной защиты или выразить свой политический протест действиям власти (чаще всего это пенсионеры). Но и есть другая кагорта митингующих. Например, возле метро Октябрьская собираются и зюгановцы, и жириновцы (те вообще протестуют, где попало, лишь бы был шум, а значит, внимание), и национал-большивики Эдуарда Лимонова, и макашовцы и прочие любители публичных мероприятий. Несколько раз я видел и сторонников РНЕ (русских фашистов). Эмблема мечеобразной свастики на рукаве вызвали во мне чувство брезгливости и ненависти. Мне было непонятно, как страна, пострадавшая от фашизма, позволяет безнаказанно ходить подобным существам. И это нельзя назвать просто безнравственностью! Это грязная политика, возродившаяся из-за сложных социально-экономических условий.


НИЩИЕ. Этого “народа” в Москве также навалом. У каждого рынка есть своя банда нищих, они или сидят у входов, или ходят по рядам и выклянчивают на выпивку. Мой коллега-дипломат как-то в сердцах сказал: «Я бы дал тебе на хлеб, а тебе на водку... эх!» На что тот с обидой сказал: «Был бы нужен хлеб – я бы попросил, а мне нужна водка, душа горит!» Пожалел тогда коллега беднягу, дал на выпивку.


ПУТАНЫ. О-о, секс-индустрия в Москве развивается и, скорее всего, переплюнула многие западные города, специализирующиеся на этом бизнесе. Проходишь мимо Твероской, а там дамы фланируют и намекают, типа, нет желания отдохнуть? Сторонюсь этих девиц: благодарю, но я женат, интереса к вам не испытываю. А что говорить про секс-шопы или рекламу в прессе, где если не открыто, то намекают на интим-услуги в сауне, экскорт милых женщин, массажи и т.д. Короче, одинокие не пропадут (если есть деньги). А женатые обращаются сюда, если родная уже приелась.


РЫНКИ. Полно азербайджанцев. Торгуют не только цитрусовыми и цветами, но и картошкой, луком. У них дороже, хотя и качественнее продукт. Пробовал покупать у русских, однако обвешивали нагло и даже не краснели, когда за этим я их поймал. Потом картошка вся в дырочках, полугнилая. Непрезентабельный вид. Аж противно стало. Кавказцы каждое яблоко протирают, знают – народ клюет на яркое оформление, блеск, летит как рыба на блесну. Но их недолюбливают тут местные жители.



Другие статьи в литературном дневнике: