Туалетная газета. Для чего нужна пресса?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Как-то на одной из конференции, прошедшей в Ташкенте под эгидой Фонда Сороса и в рамках Дня свободы слова, мой друг, журналист Бобомурод Абдуллаев сказал: «Никакая уважающая себя селедка не позволит завернуться в официальную газету, типа «Правда Востока» и «Народное слово». Независимые журналисты долго аплодировали ему за это удачное и смелое высказывание. Потому что нет ничего никчемного и лживого чем официозная пресса. Читатель в подобных изданиях никогда не прочитает о том, что в реальности происходит в стране. Например, газетчики не задаются вопросом: а почему Ислам Каримов не реагирует на заявление партии УзЛиДеП в нарушение Конституции выдвинуть его на третий (а на самом деле уже трудно сказать – какой?) срок президентства? Почему почти 2 млн. узбекистанцев бегут из благополучного Узбекистана в Россию и Казахстан? Где этот рост – 10% ВНП в год, когда заводы и фабрики стоят, а на полях вместо крестьян работают школьники и студенты? Вопросов много, но ответа не дождешься. Это как посылать сиогалы в космос с надеждой на ответ от братьев по разуму. Пока локаторы и радиотелескопы ничего не уловили. Так и с прессой.


Скажите мне, разве такие издания будут уважать? К мнению СМИ станут прислушиваться? Ведь для власти масс-медиа – это в большевикском понимании средство пропаганды (точнее, оболванивания), а не информирования. Все слышат о коррупции того или иного чиновника, а печатные и электронные издания хвалят реформы, проводимые ими. Разве можно воспринять серьезно информации, где постоянно проводится мысль, что Вселенная разрушилась бы, если бы не было Ислама Каримова? Разве люди, имеющие образование (впрочем, и не имующие тоже), не видят, что творит на самом деле этот человек? Неужели они настолько глупы, что должны следовать по пути, им указанным, а не выбирать собственный – разве они еще не совершеннолетние? Им нужна указка? Им нужен прожектор? А свои мозги для чего? Дожили до стольки годов, чтобы одного человека считать своим учителем, а свой опыт, знания, навыки – это все коту под хвост? Есть ли самоуважение у людей?


Смотришь, как старательно записывают слова И.Каримова не только журналисты, но и хокимы, министры, сенаторы, и диву даешься. Неужели все, что сказано из уст диктатора, умно? Неужели страшно сказать что-либо в ответ, причем, другую точку зрения? Говорят, что вице-премьер Исмоил Джурабеков, вот он уж насколько далеко не ушел от президента по хищениям, однако не боялся ухмыльнуться или сказать резкое на глупое мнение или замечание «человека, определившего эпоху». Может, поэтому его не любил и боялся Ислам Каримов. Но об этом вы в газетах не прочтете – такие темы любят обсуждать в курилке, а не на редколлегии или планерке.


Мне кажется, что издания, которые итак выходят мизерными тиражами, легче читать, если сидеть в туалете. Потому что там сразу используешь по прямому назначению то, во что себя селедка не позволит завернуть! И вообще, есть предложение: официальную прессу выпускать в форме туалетной бумаги. Уверяю вас, тиражи возрастут в несколько раз – сравните, хотя бы, как быстро распродается туалетная бумага по сравнению с изданиями из станков концерна «Шарк», и все станет на свои места. Перестраивайтесь, господа, ловите момент! Подходишь так, к примеру, к киоску «Союзпечати» ("Матбуот") и говоришь: «Мне, пожалуйста, две вчерашние газеты «Народное слово» в розовом рулоне с ароматизаторами, один рулон «Голоса Узбекистана» на жесткой бумаге и две сегодняшние рулоны «Правды Востока» - там есть гороскоп и анекдоты недели, их хорошо читать на унитазе... А есть ли там фото хокима? Ой, хорошо, я подтерусь им в знак простеста по поводу отопительного сезона». Прочитал – использовал. Практично! Эффективно! И со смыслом! И демократично! По числу использованных рулонов можно будет судить о политической активности граждан!


Но это, естественно, в мечтах. А так, что мы читаем в официальной прессе? Бред один. Не мозольте себе глаза - устанете по окулистам ходить! Стыдно даже повторять здесь, да и я не хочу тратить пространство и буквы на это. Но и депутаты, наши законодатели не спят, творят что-то, хотя сами недалеко ушли. Недавно узнал следующее: «Члены Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам информации и коммуникационных технологий провели мониторинг исполнения Закона «О СМИ» со стороны негосударственных масс-медиа. В целом, работа негосударственных медийных структур была отмечена положительно, но члены Комитета отметили, что «в некоторых изданиях выявлены случаи несоответствия нормам литературного языка, частое использование жаргона, что оказывает отрицательное влияние на качество самих работ». Участники встречи также отметили о необходимости организации деятельности СМИ в соответствии с требованиями времени и повышения квалификации сотрудников редакций». (Парламентский Комитет промониторил негосударственные медиа. http://www.uzngo.info/?p=1087).


Вот, оказывается, в чем проблема – использование газетами нелитературных фраз и терминов! Вот где тормоз демократии! Вот что мешает читателям! Вот что не хватает обществу! Правильных и культурных фраз, наверное, ибо все газеты используют нелексическую терминологию, от которого у родителей волосы дыбом встают – такое детям читать ни-ни. Жаргон смущает чиновников, хотя шепотом они сами же рассказывают, как президент отчитал, к примеру, сегодня одного хокима на великом и могучем... жаргоне. Сами понимаете, что эти слова вряд ли рискнут повторить в печати журналисты – все-таки есть предел дозволенного. Да и стыдно, краснеть еще за лидера страны. Неужели для вранья существуют СМИ?


И дело не в том, что смещены акценты внимания парламентариев, а в том, что они сами не понимают, для чего нужны СМИ в стране? Неужели у масс-медиа нет других, более серьезных проблем? Такое складывается ощущение, что в Комитете Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам информации и коммуникационных технологий работают люди, не имеющие никакого отношения к прессе, например, сантехники, ассенизаторы, милиционеры, трубочисты, фрезеровщики и сапожники. Вот и вчитываются они в незнакомые жаргоны и термины, хотя им стоило чуть раньше, еще до принятия Закона, вчитаться в текст и выявить десятки несуразиц и ошибок, прежде чем утверждать сырой и некачественный нормативный акт. Теперь по этой, извините меня за фразу, туалетной бумаге обязаны работать журналисты. Хотя, если честно, они давно бы использовали эту бумагу по прямому назначению – благо в редакциях туалеты еще сохранились.



Другие статьи в литературном дневнике: