Экзамен для меня всегда праздник!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Сегодня сдавал «брюфунг» - экзамен. То есть это смесь устного и письменного ответов, плюс тесты. Зачем это мне было нужно? Если честно, сам не знаю. Просто сказали – будешь сдавать, и все!


Если непонятно – поясню. С 20 августа я хожу на интенсивные курсы немецкого языка в Орликоне – городе-спутнике Цюриха. Еду туда от дома почти полтора часа на поезде с пересадками. Месяцем раньше – 12 июля - мы вместе с супругой сдавали тесты по знанию языка. Знали мы его не ахти как, потому что не имели до этого нормального обучения, все было шаляй-валяй. А потом вообще 8 месяцев ничегонеделания и баклушизабивания – даже те редкие знания из головы улетучились, потому что Азульторганизация отказала нам в учебе (мы еще не имели подтвержденного статуса беженцев). И сдали, как выяснилось, неплохо: я набрал 61 баллов, а супруга – 95 (выше нее был какой-то парень). Так вот, с перепрыгнул с первого курса (А.1 и А.2) сразу на второй (А.2.1), а жена – на третий (В.1.1), хотя особо и не старались. Потом, правда, выяснилось, что многие или действительно не знали, или специально написали плохо тест, чтобы подольше поучиться и их не заставляли искать работу. Говорят, есть один тут турок, он живет восемь лет, прекрасно знает немецкий, но всегда плохо сдает тесты. И его оставляют на второй (или какой там по счету?) год.


И меня заставили учиться с теми, кто живет в Швейцарии от 4 до 8 лет. Они понимают на 90%, тогда как я улавливаю 10% или 20% от сказанного. Не знаю грамматику, и все делаю на лету – разбираю текст, спрягаю, склоняю, ставлю артикли и т.д. И учителя решили, что мне нужно прыгнуть дальше. Что-что, а этого мне было совсем не нужно. Я тут еле тяну второй курс, а чтобы на сертификат сдавать (В.1 – это уровень европейского языкового сертификата), то уж увольте.


Но пришлось оставаться сегодня после занятий и в 14.00 идти в секретариат. Там я прождал еще полчаса, пока не подошел учитель. Он предложил мне и еще одному мужику (мой ровестник или старше) написать текст, типа, письмо родным, все произвольно, сочинение на вольную тему. А это я люблю, не зря же писатель. Я написал воображаемому другу о своей жизни в Швейцарии. Меня учитель остановил, когда я уже заполнял третий лист (мой коллега – написал полстраницы). Потом мы отвечали на тесты – ставили крестики на правильных ответах. Скажу честно, тест был сложным, потому что там было много незнакомых слов, не понимал я и логику предложений (абракадабра, если дословно переводить), а окончания в некоторых словах ставили в ступор, падежи для мужского, женского и среднего родов... – оооо, это непросто. Потом рассказали о себе, поговорили о том, о сем. Сколько я набрал – не знаю. Учитель быстро подсчитал.


Потом спросил: зачем я хочу пойти на В.1, на что пришлось признаться: а я этого и не хочу. Просто мне сказали прийти и сдать тест. Но я чувствую, что язык еще плохо знаю. Учитель удивился, что это у меня только первые месяцы первого года обучения. «Знать столько за полтора года – это удивительно», - сказал он, хотя с ним я был не совсем согласен. Ходил бы сразу в школу – знал бы в 10 раз больше, и говорил лучше. Он еще больше удивился, когда узнал о моих двух с половиной высших образованиях и двух кандидатских диссертациях. Он предложил мне весной прийти к нему на В.1 и он с удовольствием со мной будет заниматься.


Коллега отметил, что он живет тут 4 года и уровень А.2 для него легкий. «Мне скучно это читать», - заявил он. И тест он сдал неплохо. Учитель согласился направить его на В.1. Потом коллега, когда мы шли к автобуснеой остановке, укорял меня, что я был не столь внимателен (!) к тесту, мог бы сдать и как он. Но зачем? Я должен идти шаг за шагом, а не прыгать как заяц, имея ветер в голове. Язык – это дело серьезное, и тут нужно подходить к обучению эволюционным путем. «Я вас помню, - вдруг сказал счастливчик. – Мы с вами летом сдавали тест в одном кабинете, меня помните?» И тут я подумал: «Ааа, вот почему мне показалось знакомым это лицо».


Короче. Экзамен для меня всегда был праздником. А сейчас тем более – он подтвердил мысль, что мне следует учиться и дальше на своем уровне и с привычными товарищами по парте.



Другие статьи в литературном дневнике: