Разве демократия не может быть универсальной?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Это я написал в 2005 году. И сейчас, подняв архив, понял, что время не изменилось и тенденции стали еще страшнее. Потому что И.Каримов решил в нарушении Конституции пойти на третий срок (впрочем, какой это срок, если он у власти почти 20 лет?) и никто во власти не объясняет, кто позволил ему это?
Потому что нет демократии. И диктатор говорит, что у демократии нет универсальных формул – ложь, которую защищают только те, кто не живет по закону.



Прошедшие выборы в парламент и местные советы – это еще не факт нового этапа развития демократии. Это подтверждение того, что власть, прикрываясь демократическими принципами, укрепляет авторитаризм и усиливает процессы расхищения национального богатства. Начнем с того, что к выборам не были допущены оппозиционные силы, и все из-за того, что президент Ислам Каримов боится ее как черт ладана.


Если он утверждает, что оппозиция дискредитировала себя, то почему не разрешит ей легально действовать? Если она действительно дискредитировала себя как политическая сила, как программа действия, то народ не пойдет за ней, и тогда никакие псевдополитики и оппозиционеры не сумеют согнуть авторитет «человека, определившего эпоху». Все дело в том, что И.Каримов понимает, насколько сильны критические настроения среди населения Узбекистана, и что лишь оппозиция может в реальности консолидировать народ. События в Грузии и Украине испугали авторитарную узбекскую верхушку, потому что она осознала, что свободолюбивый народ не позволит согнуть себя, какой бы административно-полицейский ресурс против него не использовался.


Каримов пытается оправдать ситуацию тем, что это Леонид Кучма переиграл себя, создавая различные комбинации, а в Узбекистане, мол, такое невозможно. Наивные рассуждения, которые еще больше демонстрируют политическую убогость и безграмотность президента, показывают, насколько он далек от реальной жизни. Ему бы, как когда-то Гаруну аль-Рашиду, побегать в народ и наслушаться словечек, раздающихся в его адрес, и тогда бы розовая пелена спала с глаз, до его мозгов дошла информация, что на самом деле подданные думают о нем и об его идее национальной независимости.


Мне врезалось в память фраза Ислама Каримова, высказанная 26 декабря 2004 года перед журналистами: «Демократия не может быть универсальной. Да, основные принципы универсальны. Но сама по себе демократия как политическое устройство, система она не может быть универсальной».


Такое может сказать человек, который знает о теории политики и демократии ровно столько, сколько амеба. Вот что, значит, говорить без бумажки и заранее подготовленной речи – полный бардак в голове. Универсальность демократии заключается в том, что общество обладает полным контролем за деятельностью исполнительной власти, политическая система сбалансирована всеми ветвями власти. И ехидное замечание И.Каримова, мол, «мусульманский Восток есть мусульманский Восток, Европа есть Европа, Америка есть Америка» - это нежелание признавать того, что созданная им модель развития есть ни что иное, как авторитарно-плутократический режим, в котором демократию вводят при помощи резиновых дубинок.


Стало характерным для Узбекистана, что укрепление власти происходят через референдум. Спроси любого жителя, какая разница между однопалатным или двухпалатным парламентом, в чем суть государственного устройства – 90% опрошенных не дадут ясного ответа. Референдумы просто свидетельствуют: население голосует так, потому что от нее этого хочет нынешняя власть, и такая политическая пассивность и непонимание ситуации отдаляет людей от реальной демократии. И правительство хочет, чтобы аморфность политической жизни сохранилась и дальше, искусственно отделяя народ от оппозиции, подавляя свободу слова, программируя поведение человека через средневековую идеологию.


Несколько лет назад я встречался с Мареком Новицки - знаменитым польским правозащитником, основателем Хельсинкского фонда по правам человека, являющегося другом Лехи Валенсы и сподвижником движения сопротивления в Польше. Он внимательно выслушал мою информацию о том, что в 1995 году власти организовали референдум в Узбекистане, на основании которого продлили первый срок президентских полномочий Ислама Каримова еще на пять лет. «В Конституции вашей страны говориться о том, что возможно продление полномочий через референдум?» – спросил он. На это я сказал, что в статье 90 Основного закона об этом нет подобной записи. «Тогда в течение пяти лет ваш президент был нелегитимен, несмотря на референдум, - сделал вывод М.Новицки. – Власти нарушили Конституцию и – самое унизительное - заставили народ нарушить его».


Утверждается, что продление полномочий было необходимо для того, чтобы и парламент, и президент могли работать как единое целое. Но в 2002 году, проводя референдум по созданию двухпалатного парламента и продлении сроков полномочий главы государства с пяти до семи лет твердили обратное – исполнительной и законодательной ветвям власти необходимо функционировать раздельно во времени, якобы, заменяя друг друга, что опять есть нарушение принципа их разделения. Раздавались также официальные мнения, что Исламу Каримову необходимо довести до конца свои реформы. То есть причин находили множество.
Не знаю насчет реформ, но страну до ручки он довел – это точно. 13 лет переходного периода, а в Узбекистане – безраздельная коррупция, нищета, бюрократия, подавление прав и свобод граждан, инвестиции утекают в другие страны, малый бизнес хиреет, усиливается миграция – полный набор декларируемой узбекской модели. Слаженно работают только те экономические структуры, которые кормят власть, находятся в распоряжении кланов – золотодобыча, нефтепереработка, хлопок, строительная индустрия, финансы. Вот это и есть результат реформ, который сравним по качественным и абсолютным показателям с Африкой.


Безусловно, продление полномочий президента в 1995 году – это жажда власти, нежелание ее делить с демократическими силами. Продление полномочий уже в 2002 году – это боязнь того, что придется когда-то отвечать за сотворимое в стране, за репрессии и террор в отношении собственного народа, за экономический хаос и культ личности, в конце концов, за пир во время чумы. Каримов предусмотрел это, и поэтому в ст.91 Конституции отмечено: «Личность Президента неприкосновенна и охраняется законом». То есть ни генеральный прокурор, ни верховный судья, никто не может привлечь его к ответственности за совершенные преступления, ибо Каримов – над законом. Парламент не может выразить недоверие главе государства через импичмент, тогда как тот, наоборот, имеет право распустить Олий Мажлис.


Вот в январе 2005 года должна была начаться президентская гонка, а ее нет. Ведь пять лет назад избиратели второй раз (а, впрочем, второй ли?) отдали голос (я, кстати, выступал против) Исламу Каримову всего на пять лет. Что касается последующего референдума, то в 2002 году никто не внес ясности – эти продления касаются нынешнего или будущего президента. Власти всячески старались замять этот вопрос, не заострять внимание на нем, успокаивали общественность, мол, не время сейчас обсуждать это. Но мало кто сомневался, что «человек, определивший эпоху» откажется от власти.


И они были правы - Ислам Каримов намерен править нами еще три года. А там смотришь, и еще продлит себе полномочия под каким-нибудь предлогом. Согласитесь, что в настоящей демократической среде такое невозможно. Там вообще невозможна та Конституция, которая имеется в Узбекистане. Просмотрите главу 19 с девятью статьями – в ней нет ни одного намека на контроль за президентом со стороны общества, парламента, конституционного или верховного суда. Абсолютная власть, которая и развратила Ислама Каримова абсолютно.



Другие статьи в литературном дневнике: