Бомж Толик 2

Дмитрий Лохматов: литературный дневник

Вчера встретил бомжа Толика. Лицо все разбито, словно трактор проехал. На вопрос "кто тебя так?" опустил глаза побитой собаки и махнул рукой. Думаю, били в пьяном угаре.
Если бы вы были знакомы с Толиком, то очень расстроились от того, что кто то посмел поднять на него руку. Таких нельзя бить. Это взрослые дети. Бить можно меня, я буду сопротивляться до последнего, а это божьи люди. Таких Боженька посылает, что бы ты мог обратить внимание, в первую очередь, на себя, через общение с таким человеком.
Я не такой, как Толик. Я всегда сопротивляюсь. Когда я бомжевал, то сопротивлялся всем своим духом обстоятельствам судьбы. Были моменты, не чего было есть. Народ вовремя не рассчитывался за работу и приходилось на несколько дней оставаться голодным.
Помню, был случай печальный, обещали вечером отдать деньги за выполненную работу, но обещание не сдержали и я остался без единой копейки в кармане. Без единой! Впереди были выходные, а значит с вечера пятницы до конца понедельника я буду голодать. А еще был вопрос как работать в понедельник, если нет денег даже на проезд. Мой мобильный еще не был отключен за неуплату исходящих и я позвонил своей подруге, попросил денег. Она не знала о том, что я в критическом положении по жизни, точнее знала что дела идут плохо, что ушел из семьи, что бизнес рухнул, но не знала, что я бомжевал. О током подругам не говорят, стыдно такое озвучивать. Но ситуацию в пределах нормы я объяснил. Просто сказал, что остался без денег на выходные и очень нужна её помощь. Попросил одолжить двадцать тысяч рублей, это примерно пять долларов, на тот момент. Я рассчитал до крошки хлеба все то, что я смогу купить на эти деньги и с учетом того, что получив вознаграждение за работу смогу не только вернуть ей долг, но и что бы мне осталось половина.
Подруга согласилась, но сказала, что сейчас находится в гостях у подружки, поэтому мне придется приехать в то место где она сейчас находилась. Место ее дислокации я хорошо знал, далеко. но не смертельно. Полтора часа пешком, быстрым шагом, при условии, что где то можно будет проехать одну две остановки на транспорте, пока не выгонит кондуктор. Метро отменялось, туда бесплатно не пускают. Я согласился, назначили время встречи, но в виду того, что было холодно (ноябрь месяц, уже снег кое где лежал)я должен был позвонить, как только подойду к месту встречи.
Я выскочил в морозную, ноябрьскую ночь с телефоном в кармане и побежал к месту встречи. Передвигаться надо было как можно быстрее, что бы успеть к назначенному времени. Стыдно было, когда проехал одну остановку на автобусе и кондуктор пристала с вопросом "где талончик?", очень стыдно. Но я успел, успел к назначенному времени. Набрав телефон своей подруги, стал слушать гудки трубки. Ни кто не поднял. Я еще раз набрал, затем еще раз. Я стоял одиноко в назначенном месте встречи и на протяжении минут двадцати набирал ее номер, но безуспешно. Я не понимал, что может такого случиться, что человек, назначивший встречу не подошел и трубку не взял. Затем я развернулся и поплелся домой, как побитая собака. Мне было не интересно, что эти, предстоящие дни я буду голодный, было просто противно от случившегося. Придя в то место, где я последние недели работал и спал, и расстелив себе шкуру на столе, служившем мне ночью кроватью и рабочим местом днем, я положил свои свитера под голову вместо подушки, улегся в теплой байке и спортивных штанах на свою "кровать", накрылся дубленкой и попытался заснуть. На душе было так погано, что заснуть не получалось. Я тогда понял, что все те события, которые произошли в моей жизни за короткий критический момент, все те друзья, которые не подняли трубку, не пришли на встречу, на помощь это наука. Жизнь учила меня обходиться без помощи, бороться самому с обстоятельствами, ни на кого не надеяться. Все делать самому. Если помощь придет, поблагодарить, но не полагаться полностью на нее и на людей, которые помогли, все сам.
Мог ли я в тот момент сломаться и опуститься до уровня состояния Толика? Конечно мог. Сейчас бы бомжевал в пьяном угаре, зарабатывая на бутылку. Но я выбрал другой путь, как мне кажется интереснее, чем у Толика.
Спустя время, восьмого марта я написал смс сообщение той подруге с поздравлением с женским днем. Обратно пришло сообщение "мне так стыдно за тот поступок". Она видела мои звонки, она знала что я стоял на холоде и ждал ее, но не вышла... Честно? Я зла не держал. Я за то время, которое провел в критическом состоянии, научился все это пропускать мимо себя. Я по другому стал смотреть на людей. Где то стал злее, где то добрее. Перестал верить людям, пересмотрел свое отношение к деньгам, к смыслу жизни, к друзьям. Переоценка жизни и ценностей жизни поменялась на столько кардинально, что это уже был совершенно другой человек.
Время идет, я не перестаю меняться, но принципы, выработанные в те трудные дни остались незыблемы.
А Толика жалко! Божий человек. Слабый, сломленный жизнью. Я несколько раз пробовал с ним говорить, для поднятия его мужского духа, в надежде что он расправит плечи, но он начинал плакать. И вытирая слезы обещал больше не пить, уехать к маме в деревню, стать на ноги, стать мужчиной. Вспоминал свои молодые годы, когда он был ого го го и танцевал в нашем белорусском, известном ансамбле песен и плясок. Я слушал эти воспоминания и мне было его жалко. Пока ты стоишь лицом к своему прошлому, ты повернут спиной к своему будущему. Ты Толик уже не встанешь с колен потому что плачешь, а должен глазами загораться, плечи расправлять, не вспоминать прошлое, а говорить о будущем.
"Утро выдалось дерьмовое. Дворничеха носилась по двору и все время причитала "- Вот же, Господи! Беда то какая. И надо было же такому случиться в моем подъезде. Умер прямо на лестничной площадке. Я пришла убирать подъезд, а он лежит, холодненький." Рядом с подъездом стояла машина милиции. Все ждали лишь формального приезда скорой помощи для констатации факта смерти бомжа. Что бы затем забрать труп машиной, которую в народе прозвали "труповозкой" и увезти в морг. Еще спустя какое то время, если инспектор не найдет родственников умершего, закопать тело бомжа в безымянной могиле, рядом с такими же бедолагами. Ни кто не суетился, кроме работницы местного ЖЭКа, всем было наплевать, даже заспанным жителям дома, которые спешили на свою работу. Им не было дела до того бомжа, что лежал мертвым в соседнем подъезде. Первый что ли?
- Отмучился - Философски заметил один из собутыльников умершего бомжа. Все это время он стоял в стороне от дома, что бы не привлечь внимание милиции, но в тоже время отдать последнюю дань почтения другу, когда того вынесут из подъезда и погрузят в катофалк. - Все там будем! Земля тебе пухом, Толик!
С этими словами он отхлебнул из бутылки остатки чернила, и расположился по удобнее, в ожидании похоронной конфессии."


Я видел пьяниц с мудрыми глазами! И падших женщин с ликом чистоты. Я знаю сильных, что взахлёб рыдали! И слабых, что несут кресты. Не осуждай за то, в чём не уверен. Не обещай, если решил солгать. Не проверяй, когда уже доверил! И не дари, планируя отнять.
© Георгий Шелд



Другие статьи в литературном дневнике: