Имение князя мира сего

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин 14:30). Что значит князь сего мира?
Слушаем Симеона Нового Богослова: «Князем мира называется он не как властитель и господин мира. Да не идёт от нас такая богохульная мысль! – И как возможно, чтоб властвовал над миром тот, кто не имеет власти даже над свиньями? Но называется он князем мира потому, что, раздражая пожелание богатства и других вещей мира сего, он порабощает себе прилепляющихся к ним и берёт над ними власть ... Но Бог и Владыка наш, яко Творец и Устроитель всего мира, естественно и властно есть князь всех – небесных, земных и преисподних, будучи светом нетварным и неприступным и Господом всего – и настоящего, и будущего».
Бл. Феофилакт Болгарский: «Что он князь мира сего, это понимай не о твари вообще, но о людях порочных и мудрствующих мирское. Ибо он владычествует не над небом и землею, иначе он все ниспроверг бы и расстроил, но над теми, которые сами предаются ему. Поэтому он называется и князем тьмы, а под тьмой разумей злые дела».
Вездесущ только Бог: «Иду ли я, отдыхаю ли – ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Сзади и спереди ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение Твое, – высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – ты там; сойду ли в преисподнюю – и там ты» (Пс 138:5-12). «Дух Господа наполняет вселенную и, как всеобъемлющий знает всякое слово» (Пр. Сол 1:7).
Раскрывается же Творец любовью и Словом, которые Сыном явлены. Любовь соединяет нас со Словом – Христом. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» – Христос ожидает у двери нашего сердца, и наша любовь открывает Ему дверь.



Другие статьи в литературном дневнике: