Хомо каримукус и каримовщина

Алишер Таксанов: литературный дневник

Трудно однозначно и просто сказать, что такое каримовщина. Наверное, социологи, историки, правоведы, политологи, экономисты и, возможно, даже психологи будут изучать это явление и давать свою профессиональную оценку. Но очевидно, это целый пласт исторического состояния, который не просто отбросил узбекский народ с пути демократического развития, но и сформировал целое сообщество, в котором осознание справедливости было интегрировано безаконие и раболепие, а права и свободы заменялись репрессиями и цензурой под лозунгами «мирное небо», где черное легко приобретало белую окраску, и фальш становилось единым условием восприятия окружающего мира.
Каримовщина – это вершина лицемерия и лжи в политико-идеологическом пространстве, это проявление абсолютной некомпетентности в управлении государством, это подмена государственных интересов своими амбициями, это подстраивание механизмов развития под корыстные интересы кланов и чиновников. Но самое страшное, это внедрение в сознание людей, что коррупция – это нормально, что глава государства – это единственный шанс на стабильность и благополучие, что прописка и регистрация – это форма борьбы с преступностью, что оппозиция – это чуждое явление для страны, что можно нарушать Конституцию, если это делается во имя самого народа...
Я читаю отзывы некоторых людей на ФБ и понимаю, что за 27 лет сформировался целый пласт общества, который еще долго будет определять состояние страны. Они ругают чиновников, которые не исполняют законы, они возмущаются по поводу рубки деревьев, невыплаты пенсий, повышения цен и тарифов, отсутствия газа и электричества, нормальных дорог, остановки свадебных кортежей и т.д., но при этом не понимают, что это система, выстроенная тем, кого они боготворят – Исламом Каримовым.
Будучи полной бездарностью в политике и экономике, по воле исторических событий оказавшийся на вершине Олимпа, он, между тем, сформировал режим, основа которой является коррупция и злоупотребления всеми ветвями власти, это декоративность демократических институтов, не имеющих реального влияния – партии, парламент, СМИ, Омбудсмен и т.п., это штыки, которыми репрессивные органы поддерживали тех, кто грабил народ и паразитировал, это пропаганда, отупляющая мозг до скотского состояния. И этот режим выпестовал нынешнее поколение, которое не может отличить фальш от правды, реальность от виртуальности, и который продолжает в иступлении считать, что Каримов – это мирное небо.
Чиновники, презирающие людей, - это «продукт» Ислама Каримова. «Шапки» на авто и авиабилеты – это тоже дело рук «Человека, определившего эпоху». Дочери президента, грабившие страну, - это тоже его персональный «продукт». Тех, кого сейчас лишают должностей за государственные преступления – прокуроры, хокимы, министры, главы ведомств, генералы – это тоже результат политики Ислама Каримова. Он нуждался в таких персонах, чтобы оставаться у власти. И они поддерживали его, ибо взамен получали все ресурсы страны. Хищения и мздоимтво пронизывали всю экономику и иерархию власти. Без коррупции невозможно было пробиваться наверх. А встав на этот путь, люди теряли совесть, стыд, милосердие и разум.
А народу рассказывали сказки о Великом будущем, об опасностях Запада и продукции массовой культуры. И граждане однако не воспринимали, а почему тогда чиновники отправляют своих чад именно на этот загнивающий Запад, для чего покупать технологии и технику из презираемого ими мира, в связи с чем лучше хранить свои сбережения в долларах, когда есть самая сильная валюта в мире – узбекский сум? Зачем смотреть фильмы других стран, когда эти другие страны должны копировать узбекскую модель развития?
И теперь мы видим то, что каримовщина еще долго будет давлеть в мировоззрении узбекистанцев. И они оказались отброшенными в прошлое, они отстали даже от соседей, и что им ближе государства «третьего мира», чем то, что символизирует реальный прогресс – права и свободы человека, без которых невозможно гуманитарное и общественное развитие. А ведь мы могли быть совсем другими...
И тем более я понимаю, почему Шавкат Мирзияев не может провести радикальную реформу. И дело не в том, что он несет равную ответственность за каримовщину и состояние за те прошедшие годы, а потому что сам народ живет каримовщиной. И любые демократические реформы будет воспринимать как посягательство на священную персону, которому установлен памятник перед Ок Сараем. И не только чиновники станут саботировать президента, но и «дети» Ислама Каримова, взращенные «перегноем» его модели, это и есть питание их «корней».
Хомо каримукус – вот кто такие нынешние узбекистанцы. Люди с мозгами, куда вкачена информация из книг их усопшего фюрера. И заменить ее будет трудно, если невозможно.



Другие статьи в литературном дневнике: