С туриста по тийину - Госкомтуризму на иномарку

Алишер Таксанов: литературный дневник

Расплывчатость термина "турист" создало широкое восприятие любого человека, путешествующего по стране, причем к их цели стали добавлять слово "туризм". Например, приехал человек для подписания контракта или установления партнерских отношений, сразу его вписали в рамки "делового туризма". Захотел кто-то подлечится, так сразу он оказался в условиях "медицинского туризма". А если кто-то участвует в международной конференции или семинаре, то его визит считается "конгресс-туризм". Ну, навещающий родных, места прошлой жизни - это уже "ностальгический туризм". Дальше - больше: винный туризм, спортивный туризм (альпинизм и рафтинг), природный туризм, религиозный. Теперь совершающие хадж в Мекку - тоже туристы, их путь называется "пиллигримским".
Охват всех въезжающих в страну позволило Госкомтуризма называть их туристами, и в этом есть экономическая выгода. Как признали сами чиновники с этого ведомства, в 2017 году в страну въехали 2,7 млн. иностранцев, но лишь 200 тыс. были туристами. То есть лишь те, кто обозначился как туристы, внесли туристские сборы за каждый день своего пребывания. Этого посчитали мало в Госкомтуризме и решили пойти на хитрость - всех гостей назвать туристами, ибо туманная формулировка ВТО позволяет это сделать. И в итоге все пребывающие независимо от цели (похороны, встречи одноклассников, свадьбы, отдых, лечение, командировка) должны платить т.н. "туристский сбор". Как отмечает "Фергана.Ру": "если гости проживают у физлиц, то оплату в размере 2% от минимальной зарплаты ($0,43) осуществляет принимающая сторона. Гостиницы и прочие места размещения взимают сбор с постояльцев – от 5% до 15% МРЗП ($1,07 - $3,2) в зависимости от статуса заведения (чем крупнее отель, тем больше сбор). Туристы, путешествующие «дикарем», платят самостоятельно – 5% от МРЗП ($1,07)".
Как видно, деньги растут снежным комом, если используется хитрая формулировка. Вот где богатство - на обложении всех гостей оброками и пошлинами. Кроме турсбора для Госкомтуризма гости должны платить и за регистрацию в МВД, чтобы и милиционеры не пухли от голода. "Согласно изменениям в постановление правительства Узбекистана от 29 мая, временная прописка для иностранных граждан, включая представителей стран СНГ, осуществляется бесплатно, если туристы находятся в стране не более 30 дней. Визитеры из дальнего зарубежья, останавливающиеся на более длительный срок, также будут платить пошлину в размере $20. Граждане стран СНГ заплатят $5 при пребывании в республике свыше одного до шести месяцев, $10 – свыше полугода".
И волки сыты, и овцы целы...
Короче, с каждого туриста по тийину, то хватит чиновнику в Госкомтуризма на служебную иномарку. А в реальности на что идут деньги никто не скажет - это государственная тайна. А за тайну платить должны все туристы, прибывающие в Узбекистан - это 2,7 млн. человек.


А вообще ситуация напоминает историю, которая была описана Леонидом Соловьевым в "Повести о Ходже Насреддине":
"У Ходжи Насреддина товаров не было; с него полагалась пошлина только за въезд.
— Откуда ты пришел и зачем? — спросил сборщик. Писец обмакнул в чернильницу гусиное перо и приготовился записать ответ Ходжи Насреддина.
— Я приехал из Испагани , о пресветлый господин. Здесь, в Бухаре, живут мои родственники.
— Так, — сказал сборщик. — Ты едешь в гости к своим родственникам. Значит, ты должен заплатить гостевую пошлину.
— Но я еду к своим родственникам не в гости, — возразил Ходжа Насреддин. — Я еду по важному делу.
— По делу! — вскричал сборщик, и в глазах его мелькнул блеск. — Значит, ты едешь в гости и одновременно по делу! Плати гостевую пошлину, деловую пошлину и пожертвуй на украшение мечетей во славу аллаха, который сохранил тебя в пути от разбойников.
"Лучше бы он сохранил меня сейчас, а от разбойников я бы как-нибудь и сам уберегся", — подумал Ходжа Насреддин, но промолчал: он успел подсчитать, что в этой беседе каждое слово обходится ему больше чем в десять таньга. Он развязал пояс и под хищными пристальными взглядами стражников начал отсчитывать пошлину за въезд в город, гостевую пошлину, деловую пошлину и пожертвование на украшение мечетей. Сборщик грозно покосился на стражников, они отвернулись. Писец, уткнувшись в книгу, быстро заскрипел пером.
Ходжа Насреддин расплатился, хотел уходить, но сборщик заметил, что в его поясе осталось еще несколько монет.
— Подожди, — остановил он Ходжу Насреддина. — А кто же будет платить пошлину за твоего ишака? Если ты едешь в гости к родственникам, значит, и твой ишак едет в гости к родственникам.
— Ты прав, о мудрый начальник, — смиренно ответил Ходжа Насреддин, снова развязывая пояс. — У моего ишака в Бухаре действительно великое множество родственников, иначе наш эмир с такими порядками давным-давно полетел бы с трона, а ты, о почтенный, за свою жадность попал бы на кол!"


Похоже, жадность у Госкомтуризма не знает границ, но вот кол может угрожать... Ведь не каждый захочет платить за "ишака" из-за границы.



Другие статьи в литературном дневнике: