Ноу-хау правительства Узбекистана

Алишер Таксанов: литературный дневник

УПРАВЛЯТЬ БИЗНЕСОМ ПОЛИЦЕЙСКИМИ МЕТОДАМИ


10.09.2004. Во всех странах малый и средний бизнес находится под особым вниманием и заботой государства. Для него создаются благоприятные и стимулирующие развитие условия: правовая база, налогообложение, кредитование, подготовка кадров. Но это - в развивающихся и развитых странах, где строят демократическое общество. Узбекистан давно выпал из этого списка. Примерами служат правительственные решения, которые в меньшей степени защищают права предпринимателей. Причина - в слабости и необдуманности экономических реформ, в результате которых малый и средний бизнес становится "дойной" коровой для лопающегося от затратных статей республиканского бюджета. Это кормушка для коррумпированных бюрократов, которые создают под предлогом укрепления частного предпринимательства все больше административных барьеров.
В результате отечественный бизнес уходит в "тень", иностранные инвестиции заворачивают в другие страны, в тот же соседний Казахстан. Режим Ислама Каримова лихорадочно пытается исправить ситуацию полицейскими методами управления. Ранее, например, Генеральной прокуратуре предоставили функции менеджмента сельским хозяйством.


Постановление Кабинета Министров Узбекистана за № 413 от 2 сентября "Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации, постановки на учет индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, завозящих товары, предназначенные для коммерческой деятельности, и выдачи учетных карт субъектов импортных операций" занимает всего одну страницу (без учета приложений). Но самым крупным абзацем является текст следующего содержания: "Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан, Департаменту по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан установить ЖЕСТКИЙ контроль за осуществлением предпринимательской деятельности физическими лицами на вещевых рынках, привлекать к ответственности руководителей и должностных лиц вещевых рынков (торговых комплексов), вплоть до УГОЛОВНОЙ, за незаконное предоставление торговых мест физическим лицом". То есть: "Фас, ребята!" И церберы - я в этом уверен! - рванут на малый и средний бизнес в лице "челноков", которые заполняют наши дохлые рынки импортным ширпотребом, чтобы не только обеспечить новыми финансовыми поступлениями государственную казну, но и собственные карманы.


Контролем будут заниматься не только налоговики и прокурорщики, но ментозавры, таможенники и прочая карательно-репрессивная братия, которая по сути мало чем отличается от уголовной. И в этом им содействует правительство. Ну, ведь обычно демократическое государство стремится создать условия для бизнесменов, а у нас начинают с угроз: мы вам покажем кузькину мать! И "мать" в лице следователя уже гремит наручниками… Ранее был зачеркнут из списка бизнеса статус "среднего" - такого в Узбекистане, как оказалось по прошествию 13 лет, не существует. Есть только "малый" и "частный". Те, кто был в "середине" вынуждены были сместиться или в малый или… в частный, наверное…


Положение, которое утверждено правительством, изобилует всевозможной бюрократией для предпринимателя. Начнем с государственной регистрации в налоговой инспекции, которую необходимо осуществить в явочном порядке по месту жительства. Первым делом там снимают "бабки" в размере пяти минимальных заработных плат (1 минимум = 6530 сумов, $1 = 1035,22 сумов), что равно $31,5. Неплохо для начала. Затем требуют справку-подтверждение органа самоуправления граждан по месту жительства индивидуального предпринимателя. Зачем? Что это за справка, что она подтверждает? Что он живет в данной местности, но зачем тогда предъявлять паспорт, где проставлена прописка? Или что махалля уверяет налоговую, что "челнок" не убежит на ПМЖ за границу? Или что предприниматель активно участвует в жизни самоуправления граждан, платить взносы, подает спонсорские подачки и продает жителям товары со скидкой?


Решение о регистрации или мотивированном отказе принимается в течение трех дней. Интересно, а чем можно мотивировать отказ в желании заняться бизнесом, если чиновник оперирует всего фотографиями, документом об оплате сбора, справкой-подтверждением и эскизами печати и штампа? Неужели по ним можно придти к выводу, что заявитель душевнобольной, ранее судимый или политически нелояльное лицо?
Если все прошло успешно, то через семь дней новоиспеченный "челнок" получает свидетельство о государственной регистрации, а налоговая инспекция "стучит" на него в органы внутренних дел. Зачем? С каких это пор ментозавры занимаются бизнесменами? Ах, понял, у них же на всех граждан заведены дела, кто-то фигурирует в списках "Мошенники", кто-то - "Мокрушники", есть папки "Карманники", "Женщины легкого поведения", "Террористы", "Журналисты", теперь вот будет дополнительная папка - "Предприниматели". Правда, в постановлении уточняется: "сведения в порядке и по форме, установленной законодательством". Что именно, не говорится…


Затем следует в налоговой получить учетную карту субъекта импортной операции (звучит как красиво, аж завидно становиться нашим коллегам из других стран). Она разрешает осуществлять ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ операции. Привез семечки из Кыргызстана - уже торгаш импортного назначения, вывез 2 кг кураги в Казахстан - экспортсмен. Можно перед соседями хвастаться: я занимаюсь внешнеторговыми операциями - вот уж они от удивления упадут. Но самое интересное, что карта эта действительна всего лишь год. Более того, без нее свидетельство о госрегистрации недействительно. Если предприниматель выехал за пределы Узбекистана за товаром, то должен сообщить об этом в налоговую службу: мол, я еще вернусь, не закрывайте мои карточку и свидетельство. А если он передумал заниматься челночным бизнесом, то должен сдать эти два документа налоговикам.


Итак, с налоговой все ясно. Теперь заявитель должен побегать в Агентство по внешним экономическим связям - и тут радостей полные штаны! Утрясти вопросы и проблемы с этим органом следует в течение одного месяца (болел, свадьба - никого это не волнует, это не причина выходить за рамки отведенного времени).
В АВЭС тоже нужно платить, правда, 1 минимальную зарплату. Это немного. Только регистрация действительна в течение одного года. Если, конечно,вам еще не откажут (а там придумают сотню причин).


Потом - таможня. Это тоже веселая организация. Там требуется аж десять документов для осуществления таможенного оформления импортируемых товаров. Перечислю их:
- грузовая таможенная декларация,
- таможенная декларация Т-6 при выезде из Узбекистана (мол, сколько валюты вывез),
- таможенная декларация Т-6 при въезде в Узбекистан,
- документ о легитимности получения денежных средств (если окажется, что товаров больше, чем денег, которые вывезены),
- свидетельство о госрегистрации,
- свидетельство участника экспортно-импортных операций,
- транспортные и товаросопроводительные документы,
- лицензию (правда для определенных товаров),
- сертификат соответствия,
- сертификат происхождения товаров,
- фитосанитарный и карантинный сертификаты (ну, когда это требуется, а то ввезете сибирскую язву).


Чуть раньше следует там зарегистрироваться в таможенных органах по месту жительств. Там проставят регистрационный штамп: мол, вперед за товаром. С волнением ждем вашего возвращения, естественно, не с пустыми руками.
Ах, да, еще же нужно забежать в коммерческий банк и там открыть счет. "Челнок" обязуется ежедневно сдавать выручку от реализации импортированного товара в кассу банка. А банк "выдает по требованию индивидуального предпринимателя наличные денежные средства в установленном порядке при наличии их на его счете". Прикол: зачем же просить у банка денег, если на собственном счету ничего нет? А сколько времени занимает "по требованию" не знает, наверное, только первоклассник. Банк это время может тянуть месяцами.


Но это не все. Еще следует заглянуть в районный или городской хокимият. Там получить разрешительное свидетельство на право розничной торговли по месту деятельности. Если он хочет изменить место (например, передвинуть лавку на 100 метров), то должен в письменном виде сообщить об этом почему-то не местную администрацию, а налоговую инспекцию.
Самое интересное - действие разрешительного свидетельства приостанавливается при отсутствии оборотов по реализации в течение НЕДЕЛИ. Ну, не идет товар, не сезон, цены пока неприемлемы для кого-то, маркетинг не проработан, но почему сразу нужно документ приостанавливать? Ведь мы живем в рыночных условиях. Скорее всего, это лазейка для бюрократов, чтобы можно было вымогать деньги у предпринимателей.


Банк еще может настучать налоговой, что бизнесмен нарушает правила инкассации - и тогда тоже приостановят право вашего разрешения на торговлю. Да, в учетном регистре налоговики будут вести учет не только о совершенных импортных операциях, но и об уплатах в бюджет, движении завезенных товаров. Если прогорел, ну, продал дешевле, чем купил за рубежом, все равно уплатишь деньги государству. При этом станешь доказывать, почему кожаная куртка из Турции не продается или стоит меньше, чем купил (хотя, кому какое дело до этого?).
Налоговикам и таможенникам поручено вести контроль за "челноками" вместе. Если кому-то из чиновников станет лень это делать, то он будет нести "ответственность в соответствии с законодательством".


Мне же понравился такой пункт: "В случае нарушения порядка ведения предпринимательской деятельности, налогового законодательства, правил торговли, правил кассовых операций и правил обращения наличных денежных средств и требований настоящего Положения к индивидуальным предпринимателям применяются финансовые санкции, они привлекаются к АДМИНИСТРАТИВНОЙ и УГОЛОВНОЙ ответственности в соответствии с законодательством". Вот простор для прокурора!
В случае, когда базарком предоставит место старушке, продающей курт из Кыргызстана (которая не имеет всего вышеперечисленного пакета документов), то он будет нести ответственность тоже по закону, а с бюджета рынка снимут "бабки" в пользу государства в виде штрафных санкций. Вспомнив, что 10% от этой суммы полагается налоговой инспекции (также прокуратуре, МВД), то данное Положение в большей степени устраивает силовиков.


Все больше становится очевидным, что малый бизнес, который осуществляет внешнеторговые операции, представляет экономическую угрозу крупным торговым структурам, подконтрольным коррумпированным чиновникам или являющихся собственностью кланов. Ранее была повышена на 70% от стоимости товаров таможенная пошлина и усложнена процедура мелкооптовой торговли, в результате чего вымерли как мамонты "челноки". Те, кто еще пытается вести подобного рода деятельности, в большей степени находятся в тени. Или идут на сговор с таможенниками и налоговиками, чтобы увести из под контроля ввезенный товар. Таким образом, от запретительных документов пострадало государство в виде недополученных в бюджет денег, а хорошо стало жить людям, имеющим власть и контроль за ресурсами, к которым относится около 2-3% населения.


20 июля 2004 года правительство как бы сделало вид, что идет навстречу юридическим и физическим лицам, занимающимся торговлей. С 1 августа установлен порядок, при котором юридические лица должны иметь Уставной фонд не менее 4600-кратного размера минимальной заработной платы (30,03 млн. сумов), в том числе в денежной форме - не менее 1530-кратного (9,9 млн. сумов). Ранее эти индикаторы составляли 6000-кратный (32,6 млн. сумов) и 2000-кратный (8,3 млн. сумов) размеры. Разница в итоге, как видите, не столь значительна. Внешне кажется, что идет снижение требований к бизнесменам, но при этом не отмечается о повышении ставки минимальной заработной платы, которое возвращается все на круги своя.


Теперь правительство обязало всех "челноков", которые ранее были зарегистрированы, пройти перерегистрацию до 1 ноября 2004 года. Опять нужно за все платить. То есть государству страсть как не хватает денег для поездок Ислама Каримова и его чиновничьей плеяды за границу, на личную охрану, на содержание силовых структур.
А каких результатов добилась политика экономического "реформирования"? Посмотрим на статистику: за 1-е полугодие 2004 года в общем объеме денежных доходов населения уменьшилась доля от предпринимательской деятельности до 60,3% (ранее этот показатель составлял 61,8%). Расходы на оплату обязательных платежей и взносов увеличилась на 26%, то есть дерут как липку. Чистые налоги на продукты и на экспортно-импортные операции к ВВП увеличились с 16,4% до 16,9%. Товарооборот тоже возрос, но ведь за счет увеличения стоимости товаров
А цены все растут и растут, как на дрожжах…



Другие статьи в литературном дневнике: