Деньги теперь не пропить,

Алишер Таксанов: литературный дневник

НЕ ПРОГУЛЯТЬ И НЕ ОТМЫТЬ


2 мая 2004. В официальной прессе Узбекистана опубликован законопроект "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма", который был одобрен в первом чтении на сессии парламента 30 апреля 2004 года.
Безусловно, данный нормативно-правовой акт необходим и ложится в контексте последних требований международных структур, контролирующих подозрительные банковско-финансовые операции. Более того, узбекский закон даже несколько запоздал, поскольку уже несколько лет идет мировая антитеррористическая кампания. То есть об этом следовало думать раньше, но, скорее всего, в тот период коррупционеры и кланы, перераспределяющие национальные ресурсы в корыстных целях, стремились избежать осложнений в этом процессе (ну, самому себе же не будешь ставить палки в колеса). И когда лишь Запад стал давить, да и мы сами испугались того, что произошло в марте, стали принимать "срочные меры".


Коротко осветим законопроект: он регулирует отношения, связанных созданием барьеров для тех, кто пытается или осуществляет легализацию доходов, полученные от преступной деятельности, и направляются на финансирование терроризма. Закон трактует под ними денежные средства, имущество, источниками которых стала противоправная деятельность. Под легализацией - придание им правомерного вида путем перевода, превращения или обмена. От банковско-финансовых структур требуется осуществление идентификации (установление данных о физических или юридических лицах на основе предоставленных ими документов) и внутренний контроль (деятельность организации по выявлению операций, связанных с денежными средствами и имуществом).


Организациями, осуществляющими подобные операции, признаются банки, кредитные союзы, инвестиционные фонды, депозитарии, биржи, страховщики, ломбарды, нотариальные конторы, почта. Обязательному контролю подлежат операции, если их сумма равна или превышает четырехтысячекратный размер минимальной заработной платы (на сегодняшний день размер 1 минимальной заработной платы = 5440 сумов) - это почти 22 млн. сумов.


Подозрительными могут быть, если совершаются за один день или в течение нескольких дней в количестве, не соответствующем обычному объему операции, а также открытием двух или более счетов. Сюда же попадают операции с анонимными владельцами, внесение, в банковские вклады денежных средств в наличной форме, получение их физическим лицом по документам на предъявителя, покупка и продажа иностранной валюты. Если по характеру деятельности юридического или физического лица не обусловлено зачисление и списание со счета денежных средств в наличной форме, то это подвергается обязательному контролю.


Закон обязывает отслеживать также предоставление и получение кредита (займа), выплату страхового возмещения, получения выигрыша при игре в лотерею, открытие депозита в пользу третьих лиц с размещением денежных средств в наличной форме. Контролю подлежат операции, если имеется информация, что одно из сторон подозревается в преступной деятельности.
Идентификации производится в отношении физического лица (выяснения его персональных данных), юридического лица (проверки документов). Для координации работы по противодействию легализации преступных доходов создается специальный уполномоченный орган. Он обязан анализировать ситуацию и осуществлять контроль по финансовым операциям, принимать соответствующие решения.


Между тем, восточная мудрость гласит: "Попроси чалму, ее принесут вместе с отрезанной головой". Перебор в борьбе с нелегальными доходами может доходить до абсурда, как это часто происходит в государстве с великим будущим. Но тут привольно будут чувствовать себя налоговые инспектора, следователи прокуратуры, милиции и СНБ, которые под видом борьбы с терроризмом и противодействия легализации теневых средств начнут приостанавливать работу хозяйствующих субъектов, вмешиваться в производственный процесс и, возможно, в частную жизнь. Более того, это хороший способ борьбы с политически нелояльными гражданами, оппозиционными движениями, независимыми журналистами.


На память приходит ситуация, которая до сих пор не "разведена". После событий в Грузии, правительство Ислама Каримова решило, что дядюшка Сорос теперь возьмется за Узбекистан. Борясь с экспортом "розовой революции", началась игра с перерегистрацией международных организаций. Известно, что в "черные списки" Министерства юстиции (наверняка по указке спецслужб и правительства) попал Институт Открытое общество - Фонд содействия. В течение многих лет он финансировал социально значимые проекты и нарекания со стороны государства не получал (были отдельные недовольства, но это вполне естественно). А потом по нему прошлись горячим утюгом.


Под подозрением оказались также предприятия, учреждения, физические лица, которые получали гранты от Фонда Сороса, участвовали в различных его мероприятиях. В итоге приостановлено финансирование многих проектов, поскольку они признаются как бы преступными. Так, постановлением Кабинета Министров от 4 февраля 2004 года за № 56 с 1 квартала унифицируется статистическая отчетность по получаемым юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан финансовым средствам технического содействия, грантам и гуманитарной помощи от международных, иностранных правительственных и неправительственных организаций. То бишь все должны признаваться: "Я получал "бабки" от Сороса и потратил их на то-то и то-то. Автоматы и взрывпакеты не покупал!"


Восхищает следующего формулировка: "В целях создания благоприятных условий по банковскому обслуживанию финансовых средств, поступающих в рамках безвозмездного содействия, согласиться с предложением Министерства иностранных дел, Агентства по внешним экономическим связям, Национального банка внешнеэкономической деятельности, банка "Асака" и возложить обслуживание юридических и физических лиц - получателей технического содействия, грантов и гуманитарной помощи на подразделения указанных банков с освобождением получателей безвозмездного содействия от уплаты банковской комиссии". Не буду говорить, что это противоречит законам, Гражданскому кодексу и Конституции, поскольку хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определять банк, с которым он хочет работать. Зато известны последствия этих "благоприятных условий". Получить средства, поступающие из-за рубежа, стали самым сложным делом.


Самое интересно, что теперь любая сумма, полученная из-за пределов республики, проходит специальную проверку. Непонятно, кто и как их проверяет. СНБешники привыкли охотиться за диссидентами, а милиция – за иногородними старичками. Самим банкирам это не по силам. Поэтому лучше перестраховаться, чем получить по шее. Теперь снять со счета деньги стало проблемой. Так, в банке ВЭД Мирзо-Улугбекского района одному из клиентов, зашедшему в кабинет № 7, заявили, что деньги перечисляются из-за границы в Узбекистан только от близких родственников, причем нужно доказывать родство (наверное, документы+свидетели+справки о благонадежности). Друзья, собутыльники, любовники - это не те лица, от которых следует ждать материальную помощь. "Извините, но мы получили соответствующее указание сверху", - пояснил молодой сотрудник. Он даже не заикнулся, что по указке "сверху" нарушает права и свободы граждан. Другие банки, которые работают с "Вестерн Юнион", также устанавливают нововведения, по которым плачет Уголовный кодекс. Правда, прокуроры на это закрывают глаза, да и Омбудсмен спит, мол, не наша эта сфера.


В "Бизнес-банке" журналисту Бобомураду Абдуллаеву отказали выдать деньги, которые отправил ему коллега из Словакии, так как требуется доказать правомерность их получения и что они не пойдут на финансирование террористической деятельности, которым наверняка занят Б.Абдуллаев.


Правительство решило, что террористы получают не только доллары и евро, но и активно используют узбекские сумы. Своим постановлением от 25 февраля 2004 года за № 86 с 1 марта оно ограничило ввоз и вывоз национальной валюты в размере не более 50 минимальных заработных плат (272 тыс. сумов). Это касается резидентов и нерезидентов. Сверхуказанную сумму может вывозить-ввозить Центральный банк и уполномоченные им банки. Конечно, уж они финансировать террористов не станут. Зато это усложнило приграничную торговлю, усилило коррупционные проявления на границе. Таким "правилам" радовались преступники в погонах и благодарили параноидальное государство, прося побольше сверхжестких прав силовикам.


Таким образом, новый законопроект, который сам по себе необходим, однако в условиях авторитаризма может стать орудием борьбы с демократическими институтами. Предыдущий опыт не позволяет сомневаться в этом.



Другие статьи в литературном дневнике: