Ненавязчивый сервис хозрасчетной милиции

Алишер Таксанов: литературный дневник

Неделя современного российского кино, которая началась 4 октября 2004 года в Ташкенте, едва не сорвалась из-за вмешательства городской милиции. Влетевший в здание Музея кино лейтенант с несколькими сопровождающими уверял руководителя «Росзарубежцентра» Татьяну Мишуковскую, что она, организовав эту акцию, нарушает закон Республики Узбекистан.
- Я обязан остановить мероприятие и всех распустить, - говорил офицер правопорядка. – Вы нарушаете грубейшим образом закон. Вы скрываете от государства доходы, не даете бюджету ничего.
Женщина долго не могла понять, о чем толкует представитель власти. Оказалось, что любое мероприятие, независимо от цели и значения, должно проходить под контролем и охраной стражей правопорядка, иначе оно считается незаконной. Нужно сказать, что сотрудники Росзарубежцентра усиленно вспоминали, когда Олий Мажлис Узбекистана успел принять такой закон, и ничего подобное им на память не приходило. Может, это секретный закон?
Все оказалось прозаичнее. Просто лейтенант придал статус «закона» документу, подписанному хокимом города, о том, что любое массовое мероприятие должно проходить при охране милиции. Причиной этому, как уверял лейтенант, стали террористические акты, имевшие место летом 2004 года в столице республики. Однако мало кто поверил в то, что данное распоряжение призвано обеспечить безопасность граждан, поскольку до настоящего времени ни одна школа, детский сад или больница не охраняется милицией (а события в Буденновске, Беслане показали, что именно эти объекты могут стать целью бандитов). Скорее всего, здесь видна финансовая заинтересованность со стороны правоохранительных органов.
Не секрет, что узбекский бюджет не может прокормить 850-тысячную армию зеленокепочников. Часть расходов на их содержание правительство перекладывает на плечи самих милиционеров. Например, им разрешается оставлять себе до 10% изъятых в ходе выявленных нарушений материально-денежных ресурсов. А с другой стороны, призывают их перейти на хозрасчет. В частности, этим давно занимается управление охраны объектов, которое входит в структуру МВД, оно за плату осуществляет безопасность тем или иным объектам. Видимо, спрос на эти услуги не столь высоки. Это уже стало ясным с того же момента, когда лейтенант горячо уверял Т.Мишуковскую, что следует ей срочно заключить договор об оказании платных услуг на охрану мероприятия, проводимого в здании Музея кино. Иначе – все антизаконно, завтра всех желающих войти в здание разгонят, а ее привлекут к ответственности.
Правда, он не пояснил, как это связано с проблемой сокрытия «Росзарубежцентром» доходов от узбекского бюджета и какое отношение милиция имеет к этому вопросу? Ведь подобными делами занимается налоговая инспекция! Вероятно, оплата милицейских услуг является доходом, который приобретает легальный статус, иначе как можно объяснить действия узбекской милиции?
Лейтенанта не смущало, что акция эта – некоммерческая и безвозмездная, направленная на ознакомление узбекистанцев с достижениями современного киноискусства России. И сотрудники ни Музея, и ни «Росзарубежцентра» не собираются извлекать прибыль, а значит, у них нет средств на оплату навязываемых милицейских услуг. Кроме того, данный «закон» местной администрации нигде не афишируется и он никому не известен, что само по себе является нарушением. Им прикрываются, влетая в любые учреждения, где проводятся массовые мероприятия. У меня, например, сложилось впечатление, что «закон» просто пролоббирован милицией, уже испытывающей проблемы с самофинансированием. К тому же лейтенант отказался показать документ хокимията, заставляющего всех организаторов заключать договора на охрану.
Зато один из сотрудников Музея признался, что милиция могла прийти по наводке от конкурентов. «Узбеккино» и Дом кино видят в нас соперников, и может кто-то там решил натравить на нас милиционеров», - заявил один из них. Оказывается, ранее им звонил некий Махмуд Ахмадович, который строгим голосом интересовался, кто разрешил проводить неделю российского кино. Ему пояснили, что все согласовано с МИДом и правительством Узбекистана, получено «добро» сверху, а сам Музей имеет необходимые разрешительные документы на свою деятельность. Тогда конкуренты решили пойти другим путем: «Алло,алло, это милиция?.. Тут некоторые хотят организовать что-то подозрительное, возьмите их под охрану…»
И милиция воспользовалась этим. Вполне возможно, что у лейтенанта дух захватило, когда он увидел список кинофильмов, которые будут демонстрироваться в октябре в этом Музее. Вслед за российским кино начнется ретроспектива итальянского «Федерико Феллини и другие». А это значит, что держись, Итальянское посольство, мы явимся к тебе с типовыми договорами на охрану. Иначе депортируем всех дипломатов без права демонстрации фильмов на территории Узбекистана. Смотря, как действует лейтенант, я понял, что он так и сделает по отношению к любому заведению и организации.
Выгода видна с первого взгляда. Ведь Россия – это крепкий и уже не деревянный рубль, а Италия – не менее весомое евро , таким образом, валюта так и потечет на расчетные счета милиции. А с местных детских садов и школ деньги на охрану не выбьешь, да и кому нужны узбекские сумы, которых нет в банках и банкоматах? Так что в рыночных условиях в Узбекистане появляются новые формы сервиса, которые поражают воображение обывателя. Наверное, это путь в Великое будущее, которое определено человеком, определившим уже милицейскую эпоху.
Скоро милиция будет сопровождать и похороны, и свадьбы – только дайте возможность таким вот лейтенантам посещать все мероприятия города.



Другие статьи в литературном дневнике: