Перелетные птицы труда

Алишер Таксанов: литературный дневник

Президент И.Каримов в докладе от 13 февраля 2009 года хвастливо отметил: «За истекший год создано около 661 тыс. новых рабочих мест, в том числе в сфере малого бизнеса – более 374 тысяч, сфере услуг и сервиса – около 220 тысяч, за счет надомного труда – 97,8 тысячи». Радовался как дите малое глава государства этим цифрам.
Но не хотелось ему признаваться, что в 2008 году работу нашло 661 тыс. человек, которые ранее были выдавлены из производства в результате реформ по «узбекской модели развития» и влачили жалкое существование, поскольку не имели официальных источников дохода и занятости. Именно такие люди составляли контингент теневой экономики.


Смотрим на отчеты Госкомстата за предыдущие годы, и вот что там написано: «В 2007 году в органы по труду за содействием в трудоустройстве обратилось 557,4 тыс. граждан, что на 165,9 тыс. человек, или на 42,4% больше, чем в 2006 году. Из общей численности граждан, зарегистрированных как ищущие работу, 74,5% – жители сельской местности, 0,8% - лица в возрасте от 16 до 18 лет, 50,9% - от 18 до 30 лет, 47,0% – от 30 до 50 лет. При содействии органов по труду в 2007 году трудоустроено 486,5 тыс. граждан (87,3% всех обратившихся), что на 5,4 процентных пункта больше, чем в 2006 году... В 2007 году по данным Министерства труда и социальной защиты населения, в рамках выполнения Программы «Занятость» создано 628,9 тыс. рабочих мест». При этом отмечается, что «на конец 2007 года численность граждан, состоящих на учете в органах по труду республики, как ищущие работу, составила 27,4 тыс. человек, (29,1 тыс. человек на конец 2006 года), признаны безработными 23,2 тыс. человек».


А теперь рассмотрим все это по порядку. Официально заявляется, что число безработных – 0,4% от экономически активного населения. Мизер! Этому нам могут позавидовать промышленно развитые страны, где уровень безработицы не опускается ниже 3-5%. И тут же И.Каримов признает, что ежегодно создается более полумиллиона рабочих мест. Понятно, что они создаются не для красоты, а для задействования рабочей силы. То есть за три года нашли работу 1,5-1,9 млн. человек. Откуда они взялись? Естественно, за счет тех «благоприятных» экономических условий, которые привели к коллапсу частные предприятия. Получается так, что ежегодно вымывается на «мардикер-базар» до 1,0 млн. человек – вот тебе и радости пяти принципов и семи приоритетов президента!


Между тем, численность занятых в народном хозяйстве – 10,735 млн. человек, то есть получается, что ежегодно создается рабочих мест для 6,1%. Значит, безработицы больше, чем 0,4%... Это касается только тех счастливчиков, чьи трудовые книжки нашли место хранения в отделах кадров, работодатель исправно начисляет зарплату, а налоговик снимает как пенку с пива грабительские налоги. Но ведь есть и те, кто не обращался к государству за помощью, понимая, что то может предложить только низкооплачиваемую работу, да и то денег не всегда увидишь, а вот налоговик, как и старуха Смерть, стоят за спиной, ждут своего...


Вот откуда те 1,0-2,0 млн. гастарбайтеров, что вынуждены покидать родные пенаты и отправляться в иные края подобно перелетным птицам в поисках трудового счастья. Более 2/3 – это жители села, которые являются «костяком» миграции. Ведь именно сельчане ныне подвержены миграционным тенденциям: из деревень – в города, из городов – в иные страны. Значит, нет никаких успехов в аграрном секторе, о чем постоянно с трибуны Кабимина талдычит в уши простаков Ислам Абдуганиевич.
А при этом ежегодно на хлопковые поля гонят школьников, врачей, инженеров, коммерсантов, учителей, словно у них нет иных дел... Наверное, нет, раз полмиллиона перосон получают в год рабочие места.
Понятно, откуда взялся лозунг у И.Каримова сделать текущий год «Годом села» - нужно затыкать ба-альшую дыру в экономике, именуемый «кишлак».
Алишер ТАКСАНОВ.



Другие статьи в литературном дневнике: