Таможня дает добро

Алишер Таксанов: литературный дневник

Более чем с 40 странами мира Узбекистан имеет режим наибольшего благоприятствования, что позволяет таможенным органам взимать пошлины и сборы с импортируемых и экспортируемых товаров по меньшим ставкам. Об этом было заявлено на семинаре “Вопросы таможенного регулирования импорта товаров в Республику Узбекистан”, организаторами которого выступили Бизнес-инкубатор “Фурсат Маскани” и ООО “Мост”.
На семинаре рассматривались правовые вопросы таможенного регулирования импорта товаров, сертификации их происхождения и соответствия, предотгрузочной и разгрузочной инспекции, кодирования товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Участниками были представители малого и среднего бизнеса, крупных частных компаний, в том числе и совместных предприятий, а также сотрудники Кабинета Министров, Государственного таможенного комитета и Республиканской хозяйственной организации “Узбекэкспертиза”.
- Нормативно-правовую базу этой сферы деятельности регулируют Таможенный кодекс, законы “О таможенном тарифе” и “О государственной таможенной службе”, а также постановления правительства от 31 мая 2002 года, в котором введена товарная номенклатура, основанная на государственном стандарте, и утверждены ставки таможенного тарифа, - заявил ведущий специалист департамента внешних экономических связей и иностранных инвестиций Кабинета Министров Узбекистана Баходир Шарипов. – В настоящее время к таможенным платежам относятся пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизный налог, сбор за выдачу лицензии, квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, сбор за таможенное оформление, за хранение товара, за таможенное сопровождение товаров, плата за принятие предварительного решения.
Выступавший подробно описал существующий внешнеторговый режим Узбекистана: “Таможенные пошлины в размере установленных ставок применяются к товарам, происходящим из стран, которым Узбекистан в торгово-экономических отношениях устанавливает режим наибольшего благоприятствования, вне зависимости от страны отправления товара и экспортера. Кроме того, Узбекистан установил зону свободной торговли с 11 странами СНГ, в результате чего товары из этих государств не устанавливаются таможенные пошлины, за исключением тех, которые вошли в протоколы об изъятиях. С теми государствами, с которыми нет режима благоприятствования, применяются ставки, увеличенные в два раза, это касается и тех товаров, происхождение которых не установлено”.
Б.Шарипов также осветил вопросы таможенных льгот, кто освобождается от уплаты таможенных пошлин. Было разъяснено, кто является плательщиком 20%-го НДС на импортируемые товары и кто освобождается от него, а также полномочия таможенных органов.
Во время обсуждения участниками семинара было сказано, что существуют противоречия в использовании таможенного законодательства, субъекты предпринимательства и таможенные органы по разному воспринимают и используют акты, так как в юридической литературе нет четких понятий. Например, не существует ясности в понятии “иностранный инвестор” и “предприятие с иностранными инвестициями”, что позволяет изменять статус применяемых нормативных актов к ним.
Представители частного бизнеса отметили, что не действуют законодательные акты, которые предоставляют совместным предприятиям 10-летний благоприятный режим, если изменяются нормативно-правовые акты, ухудшающие их деятельность. Кроме того, существует много противоречий и бюрократии при регистрации контрактов в таможенных органах, по разному трактуются товары по товарной классификации таможенными органами, ведомствами “Узгосстандарт” и “Узбекэкспертиза”, что вносит хаос в экономические операции предприятий.
В частности, представитель кабельного завода отметила, что того чтобы ввезти товар необходимо вначале заплатить НДС, а лишь потом требовать в судебном порядке возвращение суммы исходя из классификации товаров.
- В настоящее время государство должно нам возвратить сумму в размере одного миллиарда сумов, - сказала она, - но мы не можем их получить. В тоже время предприятие обязано платить пошлины за ввозимую продукцию, однако у нас отсутствуют оборотные средства – деньги находятся у государства.
Предприниматели выразили возмущение, что таможенная лаборатория может изменить код ТН ВЭД, несмотря на наличие сертификата от “Узбекэкспертизы” и “Узгосстандарта”, после чего замораживаются средства на счетах, увеличивается объем бюрократических барьеров. Как признался одни из участников семинара, ему приходится увеличивать стоимость товаров, поскольку он потом реализует их через товарно-сырьевую биржу, где курс определяется по так называемому “легитимному сумму” (ориентировочно 1400 сумов за доллар, когда официальный курс – 970 сумов).
- Раньше мы использовали таможенные нормы, созданные на основе российского законодательства, но оно не соответствовало национальным интересам, - отметил генеральный директор РХО “Узбекэкспертиза” Эркин Назаров. – Поэтому была разработана собственная кодировка ТН ВЭД, исходя из мировой практики. Это позволило, во-первых, определять объем уплачиваемых таможенных пошлин по стандартным тарифам, а во-вторых, ввести единую статистическую отчетность по экспорту-импорту товаров.
Э.Назаров сообщил, что в связи с намерениями Узбекистана вступить во Всемирную торговую организацию, приходится изменять таможенные тарифы с целью выхода на мировые рынки и допуска в страну других поставщиков-производителей. А для этого следует рассмотреть новую таможенно-тарифную политику, чтобы знать возможности внутреннего рынка, национального производства и конкурентоспособность продукции.
Руководитель “Узбекэкспертизы” признал, что число специалистов в области таможенной политики, в частности, по кодировке товаров, в Узбекистане мало. И для этого готовится в свет соответствующее издание, которое внесет ясность в таможенном процессе.
- Безусловно, существуют ошибки в кодировке товаров, - признался Э.Назаров. – И для этого существует согласительная комиссия Государственного таможенного комитета и “Узбекэкспертизы”, где приходят к общему мнению о кодировке того или иного товара. Правда, порой эти согласования растягиваются на долгий промежуток времени, в частности, более двух лет шел спор, куда отнести шампунь “Низорал” – к косметическим или лекарственным средствам, пришлось даже за разъяснением обратиться зарубежным компетентным организациям.
В свою очередь, представители бизнеса сказали, что таможенная лаборатория признает себя последней инстанцией в решении правильности кодировки, но тогда зачем “Узгосстандарт” и “Узбекэкспертиза”, которые взимают деньги за свою работу и, как оказывается, не несут ответственности за поставленный код. Один из бизнесменов даже судился по этому вопросу. Э.Назаров отметил, что их экспертиза носит рекомендательный характер, а окончательное решение принимает действительно таможня.
- У таможенных органов есть план, и работники правдами-неправдами пытаются содрать платежи с импортеров, - признался он.
В итоге участники пришли к мнению, что дискуссия по этим вопросам была необходимой и актуальной, и выразили надежду, что такие семинары будут проходить и впредь.



Другие статьи в литературном дневнике: