Вежливость - не только послать, но и проводить.

Алишер Таксанов: литературный дневник

ЧТО ДЕЛАЛ ИСЛАМ КАРМОВ В СЛОВЕНИИ?



19.03.2005. Визит Ислама Каримова в Словению – это отчаянный шаг узбекского лидера вновь появиться в Европе. Не секрет, что его давно там не ждут, особенно в западной части. Не будем говорить о причинах этого, ибо они лежат на поверхности и повторения не требуют. Конечно, проблемы зажима демократии, соблюдения прав человека, нарушения конституции, невозможности защиты частной собственности – это часть того, что констатируют западные политики в отношении Узбекистана.
В последние годы нашу республику все чаще «смывают» с карт перспективного сотрудничества, и те достижения, которые мы имеем и чем хвастаемся – это наработки начала-середины 90-х годов, когда Европа после распада СССР стала оказывать большое внимание и поддержку новым независимым государствам. Тогда нам предоставили частичный доступ на рынки сбыта, начались инвестиции, организованы встречи политических лидеров, открывались посольства… Увы, «золотой век» внешнеполитического сотрудничества закончился, не только наши соседи и братья по экс-Союзу, но и дальние «родственники» убедились, что с Ташкентом следует держать ухо в остро.
Все больше критики слышаться в адрес Узбекистана. Снизился поток инвестиции. Заморожены гранты и безвозмездная помощь. МВФ до сих пор не вернулся сюда. Евробанк и Всемирный банк косо поглядывают на экономический ресурс страны. Внутренний рынок теряет интерес со стороны западного капитала. Вслед за бизнесменами покидают республику дипломаты. По некоторым сведениям, близким к МИДу Узбекистана, сворачивают свою деятельность посольства Латвии и Румынии. Они не видят перспектив сотрудничества с республикой, которой руководит «человек, определивший эпохой». Американским судом выписано судебное предписание в отношении дочери Ислама Каримова, разве это не удар по престижу страны? Ухудшились отношения и с Нидерландами: представительство фирмы «Ян Интернешнл» до сих пор не может вернуть не только вложенные деньги, но и полученные доходы. Чехия также намекала о том, что не отрегулированы вопросы их инвестиций 1990-х годов. Я уже не буду говорить о специфике взаимоотношений с Кыргызстаном, Казахстаном, Таджикистаном.
Все реже видно «человека, определившего эпоху» на европейских тусовках. Единственное, где его еще приглашают – это на совещания в форматах СНГ, ШОС, Организации Центрально-Азиатского сотрудничества, и то больше для проформы, чем для реальных дел. Ибо в этих структурах Ташкент себя никак не проявил, он просто – статист, и не больше. Ведь взятые обязательства узбекской стороной не выполняются. Например, мы ничего не сделали в ГУУАМ, а потом – бац! – заявили, мол, нам эта группировка не нужна, поскольку не видим результатов. Только кто за нас будет делать то, что мы должны сделать сами?
Вот и не тянут Ислама Каримова в Европу. Теперь лидер нации сам ищет пути туда. И он готов встречаться с любой страной, находящейся территориально в Европе, чтобы никто не мог подумать, что Узбекистан на задворках мирового развития.
Вполне возможно, что во время недавней встречи президента Ислама Каримова с министром иностранных дел Словении Дмитрием Рупертом поднимались не столь проблемы ОБСЕ (поскольку председатель этой организации не особенно готов был поднимать острые вопросы, диктуемые другими членами организации), сколько о перспективах словено-узбекских отношениях, которые ранее были на уровне кладбища. Ведь никаких особенных связей между республиками не были. Правда, после валютного кризиса 1996 года несколько словенских фирм прогорели на конвертации, после чего были похоронены все прогнозные ожидания экономической активности в этом двустороннем направлении. Посольство Словении в Москве пыталось «оттяпать» из Узбекистана остатки тех инвестиций, которые по дури были вложены в начале 90-х годов, но все это оказалось безуспешным делом.
Словения не имеет тех экономических мощностей, чтобы развернуть широкомасштабные торговые, научно-технические контакты, поднять туризм и привлечь в Узбекистан капитал. Страна сама еще в состоянии переходной этапа, выползает из гражданской войны, потрясшей десять лет назад всю Югославию. Конечно, в Любляне подписали пакет документов, который затем закинут на пыльную полку. В дипломатической практике так уж бывает, что все договора и соглашения унифицированы и готовятся под одну копирку. С оригинала снимают копию каждый раз, когда Ислам Каримов совершает визит в новую страну (а ведь в мире почти 200 государств – вот еще где пыхтит ксерокс!). Таких малоработающих документов за 14 лет независимости заключено столько, что можно загрузить цех по переработке макулатуры. Зато какая помпезность и какой факт умиротворения собственных подданных, мол, я, «человек, определивший эпоху», открыл вам новую страницу развития, поднял имидж республики за границей. А между прочим, беседы шли чаще с лицами, которые в Словении на вторых ролях.
Единственное, о чем могли договориться «Высокие стороны», так это о минах, расположенных по линии узбекской границы с Таджикистаном и Кыргызстаном. Ранее Д.Руперт заявлял, что Словения поможет с разминированием. Операция это, естественно, не бесплатная и сулит словенской стороне немалый доход. Деньги для этого предоставит ОБСЕ и прочие доноры, но пойдут они в казну другой стороны. Не думаю, что словены клюнут на старую байку о том, что гарантом их вложений являются те эфемерные 100 тонн золота, которые размещены в западных банках.
Кстати, по телевизору показали сцены встреч Ислама Каримова с разными там словенскими чиновниками, и это преподносилось как очередной прорыв узбекской дипломатии. Особенно «понравился» момент, когда наш брат-коллега по перу, едва выговаривая русские слова, пытался задать вопрос, смысл которого я, например, не уловил (лучше бы он интересовался на государственном языке Узбекистана – позора было бы меньше).
Вообще, узбекская дипломатия - искусство говорить "хороший пёсик" пока не найдёшь булыжник. Пока Словения не заикается о том, что в Узбекистане не все в порядке с демократическими реформами, и поэтому Ташкент будет благоволить эту европейскую страну. А если что, то можем и обидеться и… искать других партнеров, например, в Албании или Сербии и Черногории.



Другие статьи в литературном дневнике: